timelapse

Чемпионатские планы

Темы в материале

Мэр сформулировал для стройкомплекса задачи на ближайшее время.

Столичный стройкомплекс получил от правительства Москвы пакет задач на 2014 год. Помимо опережающего развития инфраструктуры, привлечения частных инвестиций в транспортные и социальные объекты и снижения административных барьеров Сергей Собянин попросил строителей ускорить подготовку города к чемпионату мира по футболу, а также реализацию уникальных проектов, таких как создание парка в «Зарядье», реконструкция ЗИЛа и благоустройство территорий вдоль Москвы-реки.

Минувший 2013 год, несмотря на проблемы в мировой и российской экономике, оказался успешным для московского стройкомплекса. Строители сохранили и обеспечили положительную динамику по основным направлениям и показателям. Всего в Москве было сдано в эксплуатацию 8,6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 3,1 млн кв. метров жилья. А также более 80 км дорог и 12,5 км новых линий метрополитена. «Именно по развитию столицы во многом судят и о развитии страны, - заявил Сергей Собянин, выступая на Коллегии комплекса градостроительной политики и строительства. - Несмотря на все пессимистические прогнозы, которые мы порой слышим от экспертов, мы пока не чувствуем снижения деловой и инвестиционной активности».

По итогам прошлого года строительство показало самую большую динамику среди всех отраслей экономики. Прирост составил почти 7%, сгенерировав спрос на стройматериалы, оборудование и спецтехнику. За счет инвесторов было построено 400 объектов площадью более 7,2 млн кв. метров, которые привлекли вложения в объеме 35 млрд долларов. «Если в других регионах рады любому рублю и любым инвестициям, то в Москве мы ведем сложные консультации, сложные переговоры, чтобы эти инвестиции работали в интересах города и его жителей», - подчеркнул Сергей Собянин.

По его словам, три основные задачи, стоявшие перед стройкомплексом в 2013 году, были выполнены. Во-первых, идеология градостроительного развития Москвы, провозглашенная в 2011 году, получила документальное подкрепление в виде проектов планировок, территориальных схем, градпланов земельных участков и другой документации. По данным главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, количество разработанных Москомархитектурой проектов планировок выросло в 9 раз к уровню 2011 года и в 2,5 раза к уровню 2012 года. Всего проектировщики выпустили документации на 21 млн кв. метров, из которых 13 млн кв. метров предполагается возвести на территории бывших промышленных и коммунальных зон. Уже в прошлом году на этих площадках было построено 10% от общего ввода недвижимости.

Вторая задача, которую ставило перед строителями руководство города, - опережающее развитие инфраструктуры. По сравнению с 2010 годом объемы строительства линий метрополитена и ввода дорог после реконструкции увеличились в четыре раза. В городе началось строительство Третьего пересадочного контура подземки, реконструкция Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) и модернизация пяти приоритетных направлений железной дороги. По метро работы сейчас развернуты на 150 площадках, где работают 35 тыс. строителей. РЖД приступили к строительству 70 км магистральных путей. Кроме того, в 2013 году были приняты управленческие решения (о разработке проектов планировок, определении границ, первичного благоустройства или дальнейшего развития в капитальном исполнении) по всем транспортно-пересадочным узлам (ТПУ).

«Если сложить все инфраструктурные направления строительства, то станет очевидно, что в Москве разворачивается одна из крупнейших мировых строек», - отметил Сергей Собянин.

Третья задача касалась привлечения инвестиций - и Москве в прошлом году удалось не только перешагнуть докризисный уровень по капвложениям и вводу коммерческой недвижимости, но и диверсифицировать финансовые потоки, направляемые в строительство. За счет средств инвесторов начали строиться не только дома и офисы, но и востребованные городом низкорентабельные объекты. «У нас наметился очень хороший тренд по увеличению количества объектов социнфраструктуры, особенно детских садиков, за счет инвесторов», - отмечает господин Хуснуллин. В перспективе частные компании планируется привлекать к строительству транспортных сооружений, в первую очередь при комплексной застройке территории новой Москвы. «Речь идет о дорогах, развязках, возможно, метро и ТПУ», - заявил глава стройкомплекса. По его словам, уже составлен перечень из 29 линейных объектов, где «частично или полностью могут принимать участие инвесторы».

Сергей Собянин подчеркнул в своем выступлении, что две основные задачи, связанные с опережающим строительством инфраструктуры и привлечением инвестиций, остаются за стройкомплексом и в 2014 году: «Важно, что мы не то чтобы рванули в прошлом году, а в этом получим резкое снижение, - ничего подобного. У нас и в будущем есть серьезные заделы для привлечения инвестиций». Только в 2013 году городские власти выдали разрешений на строительство 10 млн кв. метров недвижимости, а всего Градостроительно-земельная комиссия подтвердила реализацию проектов суммарной мощностью 43 млн кв. метров, не считая 100 млн кв. метров, которые потенциально можно построить на присоединенных к столице землях. Несмотря на стагнацию экономики, это позволяет надеяться на сохранение и даже небольшое увеличение объемов ввода до 8,7 млн кв. метров в 2014 году.

Вместе с тем Марат Хуснуллин признает, что высоких показателей пока удается добиться исключительно за счет «ручного» управления процессом. Руководству стройкомплекса приходится не только контролировать выполнение госзаказа, но и мониторить все имеющиеся в городе стройплощадки. В этой связи Сергей Собянин поручил ускорить сооружение спортивных объектов, предназначенных для футбольного мундиаля. «Мы не должны забывать, что время идет быстро и чемпионат мира, который запланирован в Москве в 2018 году, уже не за горами, поэтому в этом году должен быть запущен стадион «Спартак», который строится за счет частных инвестиций, и начата серьезная реконструкция стадиона «Лужники», - сказал столичный градоначальник. (Она обойдется в 19 млрд рублей. - «МП».)

Среди других задач 2014 года он назвал продолжение работы по присоединенным территориям. По мнению Сергея Собянина, для этого необходимо утвердить не только территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов, но и единую архитектурно-градостроительную концепцию застройки, отобранную по результатам международного конкурса. «Если уж Москва эти земли получила, нужно сделать так, чтобы это было образцом градостроительных решений и градостроительной политики», - считает мэр. Также в 2014 году должна быть разработана и утверждена концепция развития территорий, расположенных вдоль Москвы-реки, и комплексный проект освоения участков вдоль МК МЖД.

По словам Сергея Собянина, многочисленные промышленные зоны и другие неугодья, примыкающие к железнодорожной инфраструктуре и реке, обеспечат «потенциал градостроительного развития как минимум на ближайшие 5-10 лет». Остаются на контроле и уникальные проекты, такие как создание парка «Зарядье» (в 2014 году должно быть завершено проектирование и начаты работы по строительству) и реновация ЗИЛа (конкурс на выбор инвестора уже объявлен). Марат Хуснуллин в своем выступлении пообещал пополнить эту копилку проектами развития Нагатинской поймы, Молжанинова, Рублево-Архангельского, поймы в Нижних Мневниках и Тушинского аэродрома, работа над которыми вступила в завершающую стадию.

Не теряет своей актуальности и дальнейшее снижение административных барьеров в строительстве, сказал мэр. В прошлом году все услуги были переведены в электронную форму, однако и городские заказчики, и инвесторы оказались к этому не готовы. В результате даже по объектам госзаказа стройкомплексу пришлось устанавливать переходный период на 6 месяцев. Сергей Собянин подчеркнул, что до конца года необходимо перейти «на 100%-ное электронное взаимодействие по разрешительной строительной документации - чтобы мы четко видели, когда подана заявка, когда она обеспечена, какие проблемы возникли в ходе реализации тех или иных проектов». «Задач перед строительным комплексом Москвы достаточно много, - резюмировал он, - но я уверен, что и с точки зрения управления этим процессом, и с точки зрения потенциала строителей в Москве есть всё, чтобы эти задачи выполнить».