timelapse

Ехать лучше, чем стоять

Темы в материале

В обсуждении проекта реконструкции Ленинского проспекта приняли участие несколько тысяч горожан.

Парадокс: то, что мегаполис задыхается от автомобильного коллапса, - факт очевидный, а попытки городских властей решить эту проблему стали раздражающим фактором для горожан. Одно из самых серьезных противостояний власти и общества связано сегодня с реконструкцией Ленинского проспекта - проект затрагивает интересы огромного количества жителей. Магистраль проходит по территории четырех административных округов - Центрального, Южного, Юго-Западного и Западного. Это одно из главных радиальных направлений города, соединяющее центр Москвы с юго-западным сектором первопрестольной и ее новыми территориями.

Беспокойство людей понятно: увеличение транспортной нагрузки грозит ухудшить и без того не слишком благополучную экологическую обстановку, повысит уровень шума, усложнит условия передвижения пешеходов... С другой стороны, от проблем, связанных с жизнью в быстроразвивающемся мегаполисе, никуда не денешься. И решать их, конечно, нужно сообща, учитывая по возможности потребности и интересы каждого горожанина.

Понимая сложность и важность ситуации, столичные власти предприняли беспрецедентный шаг, объявив общественные слушания по реконструкции этой крупной магистрали города. Эта инициатива вызвала большой отклик: в обсуждении приняли участие несколько тысяч человек. По словам координатора Информационного центра "Реконструкция Ленинского проспекта" Игоря Кураева, "и проектировщики, и власти города, и жители заинтересованы в максимально широком и конструктивном обсуждении проекта планировки Ленинского".

Публичные слушания, посвященные проекту, были организованы сразу в шести районах Москвы двух округов - Западного и Юго-Западного. В Западном округе горожане собрались в здании управы района Проспект Вернадского на улице Лобачевского и в школе № 1307 на улице Академика Анохина в районе Тропарево-Никулино. В то же время в Юго-Западном округе публичные слушания были назначены в четырех районах: в Гагаринском районе они прошли во дворце культуры "Губкинец" на Ленинском проспекте, в Ломоносовском районе - в новом здании Российской академии театрального искусства (ГИТИС) на улице Академика Пилюгина, в Обручевском районе - в киноклубе "Эльдар" на Ленинском проспекте, в Теплом Стане - в Академии акварели и изящных искусств на улице Академика Варги. На эти встречи пришли и сторонники, и ярые противники проекта реконструкции.

Напомним: в общих чертах проект предусматривает строительство трех тоннелей на пересечении с Университетским и Ломоносовским проспектами и с улицей Дмитрия Ульянова. Также будут построены эстакады - на пересечении с улицами Кравченко, Академика Пилюгина, Удальцова и Новаторов, другая - на пересечении с улицами Обручева и Лобачевского, и еще одна - с улицами 26 Бакинских Комиссаров и Миклухо-Маклая. Детально ознакомиться с материалами проекта можно не только в управах и префектурах, но и на специально открытом сайте "Реконструкция Ленинского проспекта".

К слову, по данным независимых опросов общественного мнения, за реконструкцию выступают около 60% населения прилегающих территорий. И не случайно: один из несомненных плюсов проекта в том, что он предполагает реконструкцию перегруженной клеверной развязки с МКАД - на ней достроят еще три направленных съезда. Это позволит убрать проблему прямого хода Ленинского проспекта - и в область, и в центр города, а также снизит плотность пробок на МКАД.

В том, что с Ленинского проспекта уберут все светофоры, тоже есть свой резон. Так, по словам принявшей участие в обсуждении начальника лаборатории физических факторов окружающей среды НИиПИ Генплана Москвы Натальи Кирюшиной, выбросы вредных веществ в атмосферу после реконструкции Ленинского проспекта в Москве и организации бессветофорного движения снизятся на 30%. "Сейчас в местах пересечения магистралей с очень интенсивным движением - Ленинского проспекта с Нахимовским, Университетским и так далее - получается наиболее острая экологическая ситуация. Основная часть автомобильных выбросов происходит не в пробках, а при торможении и при начале движения", - сказала она.

Строительство на пересечении Ленинского проспекта с улицами Миклухо-Маклая, Дмитрия Ульянова и Ломоносовским проспектом тоннелей также позволит увеличить пропускную способность Ленинского с нынешних 3000 - 3200 до 4500 - 5000 авто в час в каждую сторону. Примечательно, что ранее в проекте планировалось сделать четыре эстакады, однако, по просьбам жителей, эстакад будет всего две: на пересечении с улицами Лобачевского и Новаторов. В результате, по оценке экспертов, средняя скорость вырастет с нынешних 20 км/ч не менее чем до 35 км/ч.

- Проводя все мероприятия по реконструкции Ленинского проспекта, мы не ставим целью сделать какой-то хайвей или супермагистраль, - говорит руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог ГУП НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев. - Решая проблему загруженного Ленинского проспекта, мы решаем проблемы поперечных направлений. Ленинский сейчас является разделителем. По проведенным расчетам, сегодня, чтобы пересечь Ленинский проспект, требуется 8 - 10 минут. Светофорное регулирование, организованное на сегодняшний день, сделано таким образом, что поперечные направления порядка 120 секунд держатся и только 20 - 30 секунд двигаются. Реконструируя Ленинский проспект, мы повышаем связанность территорий, обеспечиваем хорошее движение по поперечным направлениям.

Сегодня пропускная способность по четырем полосам движения на Ленинском, при самом хорошем раскладе, с существующим светофорным регулированием, составляет 850 автомобилей в час на полосу. Больше светофор пропустить не может. А по проспекту ежедневно движется порядка 3,5 - 3,7 тысячи автомобилей в час. Но потребность-то значительно выше: она составляет порядка 5 тысяч автомобилей в час.

- Поэтому мы повышаем пропускную способность, обеспечиваем проезд автомобилей в нормальном режиме, без пробок, с нормальными условиями скоростного режима, - продолжает Игорь Бахирев. - Машин если и станет больше, они будут ехать, а не стоять. От Третьего транспортного кольца до МКАД можно будет промчаться без светофоров - это около 12 километров.

Вопреки опасениям жителей, над всеми тоннелями и под эстакадами перекрестки Ленинского с поперечными направлениями останутся светофорными. А благодаря тому, что основной ход Ленинского уйдет в тоннель или на эстакаду - с поперечными, пересекающими Ленинский улицами за "светофорное время" будут "конкурировать" только поворотные направления с Ленинского. Это позволит значительно сократить время ожидания и поперечным направлениям, и пешеходам, пересекающим Ленинский. Благодаря тоннелям-эстакадам его можно снизить до одной минуты. Еще один несомненный плюс: "вывод" прямого хода Ленинского из светофорного цикла позволит организовать пять новых левых поворотов с Ленинского проспекта на Ломоносовский в обе стороны, на улицы Лобачевского и Кравченко в центр, а на улицу Академика Пилюгина - в область.

- Реконструкция будет однозначно полезной, - считает первый заместитель руководителя центра Probok.net Алексей Мухортиков. - Это в первую очередь пробки в центр и в область. Но пробки - не единственная беда. Сейчас почти невозможно повернуть с Ленинского, катастрофически не хватает разворотов. Также существует много поперечных направлений и возникает проблема, как пересечь проспект. Кроме того, пешеходам приходится ждать по 2,5 - 3 минуты, чтобы перейти через проспект. Некоторые вещи нужно скорректировать. Например, необходимо добавить пешеходных переходов через проспект. Но то, что предложено, и так даст серьезные результаты: появится выделенная полоса для общественного транспорта, на светофорах больше не придется стоять по три минуты, время ожидания должно сократиться до одной. И в этом случае пешеходам тоже не придется тратить время на долгое ожидание зеленого света.

Кстати, согласно проекту, на всех перекрестках Ленинского проспекта наземные светофорные переходы сохранятся. А на перекрестке с улицей Миклухо-Маклая вместо подземного будет создан новый наземный переход. В местах "прямоходных" участков, у домов 45, 49, 67, 79, 89/2 через Ленинский появятся пять подземных пешеходных переходов, все они будут построены с учетом потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Понятно, что процесс обсуждения на общественных слушаниях проходил весьма эмоционально. Гневные возмущения, транспаранты и плакаты в руках ярых противников - все это неотъемлемая часть любого спора, касающегося инноваций. Однако даже самые стойкие противники реконструкции признают, что с Ленинским проспектом надо что-то делать, но не уверены, что предложенный вариант - лучший. Но альтернативы-то нет и у них... А вот слухами проект реконструкции оброс за это время преогромными. Развеять их и успокоить людей - тоже одна из задач, которая стала целью проведения общественных слушаний. Например, пришедшие на обсуждение жители спрашивали, правда ли, что над всем Ленинским будет одна большая эстакада. Любую идею можно довести до абсурда отсутствием информации...

Больше всего претензий со стороны жителей касались того, что в процессе реконструкции Ленинского проспекта магистраль приблизится к жилым домам, а проезжая часть будет проходить прямо под окнами домов, и у жителей не останется пешеходного пространства.

- Мы ни на сантиметр не приближаемся к жилым домам, - категорично заявил Игорь Бахирев. - Все расширения будут происходить внутри участка улично-дорожной сети. Мы делаем реконструкцию в пределах самого Ленинского проспекта за счет того, что в свое время он был грамотно сделан с широким поперечным профилем.

Миф о том, что в связи с реконструкцией изменится график движения общественного транспорта, развеял консультант управления дорожно-транспортной инфраструктуры столичного Департамента транспорта Михаил Астанин: "Ничего меняться не будет, все маршруты движения общественного транспорта будут сохранены", - сказал он, добавив, что в будущем, возможно, будут проведены дополнительные исследования по продлению существующих маршрутов.

Кроме того, вдоль всего Ленинского проспекта будут организованы выделенные полосы для общественного транспорта. "Выделенки", по оценкам экспертов, позволят дать приоритет общественному транспорту, увеличить его маршрутную скорость с нынешних 15 км/ч до 25 км/ч (с учетом времени на посадку-высадку), а провозную способность - с нынешних 3200 пассажиров в час до 5 тысяч пассажиров в час.

Еще одно опасение жителей: с пуском в работу эстакад "рухнут" от вибрации все старые дома на Ленинском проспекте. "Ведется специальный мониторинг: рассчитываются нагрузки, учитывается возможный уровень вибрации. Эстакада вибрации не дает", - отвечают специалисты. А во всех домах, находящихся на территории сверхнормативного шума, будут заменены окна, это касается и фасадов зданий, и торцов. Отвечая на вопросы горожан по поводу вырубки деревьев в зоне реконструкции, представители правительства Москвы пообещали, что "древесно-кустарниковые насаждения, которые предусматриваются к вырубке на Ленинском проспекте, будут компенсированы в полном объеме, в целом площадь озеленения увеличится на 20 процентов".

После слушаний еще в течение недели комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы будет собирать предложения от желающих. После чего будут подведены результаты общественных слушаний.

- Проектировщики учтут все замечания местных жителей по вопросу реконструкции Ленинского проспекта, - говорит руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог ГУП НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев. - Были замечания, и жители относились к нашим предложениям с непониманием, но потом, когда мы разъяснили свою позицию, то многие предложения были нормально восприняты. Какие-то вопросы мы можем откорректировать, и мы это обязательно сделаем в рамках завершающей стадии проекта.