timelapse

Революция по Ленинскому

Темы в материале

Как известно, Ленинский проспект будет реконструирован. Согласно закону московская власть не обязана устраивать всеобщее обсуждение таких проектов, однако его решили устроить. Мало что-то делать с городом, надо еще и разговаривать с горожанами по его поводу. Фактически это первый опыт, когда по поводу судьбы магистрали Мэрия советуется с горожанами. Публичные слушания прошли сразу в нескольких районах, через которые Ленинский проспект и проходит. Обсуждение вышло массовым и бурным, наверное, более бурным, чем можно было рассчитывать.

Во-первых, в нем приняло участие несколько тысяч человек. Если посмотреть, сколько людей от этого округа принимает участие в сугубо политических митингах, мы увидим, что обсуждение чисто хозяйственного вопроса вызвало энтузиазм больший.

Во-вторых, сама атмосфера на слушаниях напоминала чем-то политический митинг. Было все, что полагается в таких случаях: листовки, плакаты и даже отрепетированные слоганы. Были и своего рода разные партии. Была и агитационная работа: накануне активисты обходили квартиры и призывали людей присоединиться к той или иной позиции. Были, как полагается в политике, и свои демагоги: например, некоторые противники реконструкции твердо знали, что они против проекта, но сам проект еще не видели. Пугали людей тем, что планируется превратить Ленинский проспект в одну большую эстакаду, расположенную впритык к окнам, срубить все деревья, а заодно отменить общественный транспорт. Очень удивлялись, когда узнавали, что все будет не так и в чем-то наоборот.

Прямо и быстро

Впрочем, даже противники конкретного плана реконструкции согласны, что с проспектом надо что-то делать.

Скорость движения по проспекту в дневное время – в среднем 20 км/час, а пешеходы ждут, чтобы его перейти, по 2 – 3 минуты. Подъезжая к Ленинскому, поперечный транспорт застревает в светофорной пробке и большую часть времени светофорного цикла, примерно 70 – 80%, не движется, а стоит. В каком-то смысле вся Москва – больное место в плане транспорта. Но есть места, где это особенно видно.

Что планируется сделать?

Во-первых, будет реконструирована страшно перегруженная развязка с МКАД. К ней достроят три направленных съезда. В этом месте будет точно полегче. Далее самое главное – проспект станет бессветофорным от ТТК до МКАД. Три пересечения (с Миклухо-Маклая, Ломоносовским и Дмитрия Ульянова) будут тоннельными, а лишь два (с Лобачевского и с Новаторов – Пилюгина) – эстакадными. Кстати, первоначально планировалось, что эстакадных вариантов будет не два, а четыре, но общение с москвичами изменило план (это к вопросу о том, зачем гражданам общаться с властью и могут ли они на что-то влиять).

Можно сразу сказать, что это даст. Скорость проезда повысится с 20 км/час до 35 км/час, а количество машин – с нынешних 3000 в час до 4500 – 5000. Будет редчайшая для Москвы роскошь – около 12 километров бессветофорного движения!

Машин станет больше, но пешеходам и поперечно едущему транспорту станет при этом не хуже, а лучше. С учетом того, что так называемый основной ход Ленинского проспекта уйдет на эстакаду и в тоннель, снизится конкуренция за «светофорное время». Сейчас на перекрестках ждут по 2 – 2,5 минуты. Благодаря тоннелям и эстакадам это время снизится примерно до 1 минуты. И не надо, как пелось в известной песне, думать об этих мгновениях свысока – за годы привычного движения они складываются в часы. И в конечном счете это экономия млн, если так можно выразиться, человеко-часов. Экономию нервов посчитать сложнее, ясно лишь, что она будет немалой.

Но вернемся к проекту. На всех перекрестках Ленинского проспекта наземные светофорные переходы будут, как они и были. Будет один новый наземный вместо подземного – на перекрестке с улицей Миклухо-Маклая. А еще появятся новые подземные переходы, это будет у домов номер 45, 49, 67, 79, 89/2.

Далее, появятся выделенные полосы для общественного транспорта. Его маршрутная скорость, с учетом времени на посадку-высадку, вырастет с нынешних 15 км/час до 25 км/час. Также вырастет его провозная способность с 3000 пассажиров в час до 5000, а реальная наполняемость, с учетом победы над пробками, вырастет еще резче, в два раза: с 1500 – 2000 до 2000 – 4000.

Слухи и факты

Отдельно посмотрим на страхи жителей в связи с реконструкцией. Забегая вперед, можно сказать, что все эти фобии не более чем фобии, но... Пойдем по порядку. По словам руководителя научно-проектного объединения транспорта и дорог ГУП НИиПИ Генплана Москвы Игоря Бахирева: «Наиболее волнующие жителей вопросы – это приближение магистрали к жилым домам и сколько метров будет от здания до эстакады и боковых проездов. Мы ни на сантиметр не приближаемся к жилым домам. Мы делаем реконструкцию в пределах самого Ленинского проспекта за счет того, что в свое время он был грамотно сделан с широким поперечным профилем».

Еще один страх – машин станет больше. Это так, но лучше пусть три машины проедут, чем две будут стоять. «Мы повышаем пропускную способность, обеспечиваем проезд автомобилей в нормальном режиме, без пробок, с нормальными условиями скоростного режима, – говорит Игорь Бахирев. – Машин если и станет больше, они будут ехать, а не стоять».

Самый нелепый страх – усилится вибрация, и дома на Ленинском могут рухнуть. Тут сразу надо сказать, что эстакада никакой вибрации не дает. А вообще уровень вибрации рассчитывается, и домам ничего не грозит. Более приближенное к земле опасение – станет шумно. Что ж, если дом расположен на территории сверхнормативного шума, по нему уже принято решение – там поставят новые стеклопакеты. И с фасада, и с торца. Говорят, что вырубят деревья. Это слух, а есть факт – площадь озеленения в районе Ленинского проспекта увеличится на 20%.

Наконец, кого-то пугают призраки плохой экологии. Что ж, экология в больших городах везде не сахар. Но вот еще один факт. После реконструкции выбросы вредных веществ... сократятся на 30%. По словам начальника лаборатории физических факторов окружающей среды НИиПИ Генплана Москвы Натальи Кирюшиной: «Основная часть автомобильных выбросов происходит не в пробках, а при торможении и при начале движения». Но с пробками это связано: именно в них приходится постоянно тормозить и начинать движение. Пусть автомобилей станет больше, но если они поедут без остановок – выбросов будет меньше.

Как видим, любое опасение кроется фактом. И это еще одна функция публичных слушаний. Само слово «слушания» говорит о том, что там дается возможность не только сказать, но и услышать другого. Что полезно в быстром мире, где мнением всегда обзавестись проще, чем знанием.