Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

«Это не проект, а эволюция!» Ровно десять лет назад появилась Новая Москва. В чем ее смысл, минусы и плюсы?

Темы в материале:

Градостроительная политика

1 июл. 2022 г. 10:56

Ровно десять лет назад площадь Москвы увеличилась более чем в два раза. Напомним: 1 июля 2012 года к городу присоединили территории, получившие название «Новая Москва». Это было самое крупное административное расширение границ столицы за всю ее историю: площадь присоединенной территории составила 148 тысяч гектаров. «Мослента» выяснила у экспертов, зачем нужна Новая Москва, а также узнала, какие плюсы и минусы они видят в ней сегодня.

Экологический резерв города

О проекте грандиозного расширения территории Москвы российские СМИ сообщили 11 июня 2011 года. В прессе он сразу же получил название Новая Москва — по аналогии с британском проектом Нового Дели, который в том году отмечал свое столетие. Сравнение было уместным, ведь благодаря этим проектам обе столицы развивались в юго-западном направлении.

Выбрано это направление было неслучайно. «Клин территорий за МКАДом к юго-западу от Москвы долгое время оставался незастроенным, — объясняет «Мосленте» архитектор Сергей Ткаченко, с 2004 по 2011 год возглавлявший НИиПИ Генплана Москвы. — С 1918 года эти территории понимались как экологический резерв города.

Юго-западные ветра в Москве — преобладающие, поэтому чем на Москву будет дуть с юго-запада, тем она и будет дышать. Это понимали уже те специалисты, которые в послереволюционные годы делали первый проектный план развития города.

И этот резерв сохранялся за территориями на юго-западе Москвы все советское время. Таким этот озелененный клин с дачами оставался до 2010-х. Ничего промышленного и никакой серьезной застройки там не было».

Три направления для расширения Москвы

Еще с 1930-х годов рассматривались разные планы и проекты развития Москвы. Прорабатывалось в основном три направления. Во-первых, реализовавшееся в итоге юго-западное. Во-вторых, оставшееся в мечтах и планах северо-западное, в сторону Ленинграда. И, в-третьих, естественное развитие на юго-восток, где к городу прирастали наиболее промышленно развитые районы.

«Когда в 2011 году дело дошло до исследований, наши специалисты на вертолете летали с большими начальниками. Рассматривались три эти направления, — вспоминает Ткаченко. — Руководство города и представители Института генплана Москвы исследовали территории для принятия управленческого решения правительства.

Северо-Запад оказался совершенно непригодным — там все давно застроено. Вдоль Ленинградского шоссе ничего уже не возьмешь. Юго-восток — Домодедовский район, в принципе, подходил, но там все уже захватила Московская область.

Поэтому выбрали юго-западное направление: свободное, где были только дачи и небольшое количество городских поселений, где все можно было застроить и привлечь туда инвестиции».

На новых территориях создали ТиНАО

«С предложением расширить границы и перевести все госучреждения за МКАД президент Дмитрий Медведев выступил на Петербургском экономическом форуме в июне 2011 года. Он предложил расширить границы Москвы и разгрузить таким образом столицу от госучреждений с выносом их на территорию Московской области, с возможным созданием столичного федерального округа. По мнению главы государства, это улучшило бы развитие московского мегаполиса, что способствовало бы созданию международного финансового центра в Москве», — рассказал «Мосленте» руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

На протяжении 2011 года в Правительстве Москвы обсуждался список территорий, которые войдут в состав города.

2,4 -  во столько раз выросла площадь Москвы в 2012 году за одну ночь.

«1 июля 2012 года часть территорий Московской области вошла в состав Москвы, — рассказывает «Мосленте» руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков. — На новых территориях было создано два административных округа: Троицкий и Новомосковский — ТиНАО. В их состав вошли 19 поселений и два городских округа — Троицк и Щербинка. Но я бы не говорил, что Новая Москва — это проект, который имеет начало и конец. Я бы назвал это эволюцией территориального развития нашего города».

Решение по сути было административным и укладывалось в новое представление о развитии столицы как агломерации. «Московскую агломерацию надо рассматривать, как единый организм, — объясняет «Мосленте» историк архитектуры Александр Змеул. — Для этого организма нет никакой разницы между Коммунаркой и Химками, Жулебино и Мытищами. Просто одна территория в составе Москвы, а другая — Московской области. В 1990-е годы началось обособление Москвы и области, у субъектов были разные, иногда противоположные интересы.

МКАД, для Москвы выполняющий функцию объездной дороги, которая должна разгрузить город, Московская область воспринимала как торговую улицу, вдоль которой можно построить торговые центры.

Близко к Москве и с удобными подъездами. Конечно, агломерацию надо рассматривать, как единое целое. И когда была присоединена эта огромная территория на юго-западе, проводился конкурс на развитие именно агломерации, а не на развитие присоединенных территорий».

«При этом, — говорит Жидкин, — максимально учитывались интересы и пожелания жителей территорий».

Основные цели проекта

Когда 1 июля 2012 года вышло решение о том, что часть земель Московской области передаются Москве, главный архитектор Москвы Кузьмин объявил градостроительный конкурс. На нем было три темы: Московская агломерация, развитие Старой Москвы с Новой Москвой (которую тогда называли Большой Москвой) и новый правительственный центр в Коммунарке.

«Десять международных коллективов работали полгода, — вспоминает Сергей Ткаченко. — Я с французами образовал свой коллектив, и мы взяли две номинации из трех: лучшее решение по агломерации и лучшее решение по развитию Москвы вместе с Новой Москвой. Третье — новый правительственный центр — взяли американцы. Но делать его там так и не стали».  Действительно, через месяц после подведения итогов конкурса перенос федерального центра на присоединенные территории был отменен...

Эпоха новой градостроительной политики

С 2012 года и по настоящее время Новая Москва активно развивается в социальной и транспортной сферах, в образовании и медицине, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В ТиНАО построены сотни километров дорог, открыты восемь станций метро. 
 Отвечая на вопрос, зачем проект Новой Москвы был нужен городу, Александр Котенков объясняет: «Начиналась эпоха новой градостроительной политики, и Новая Москва смогла стать для нее идеальной площадкой. В отличие от застроенных территорий в пределах МКАД, у ТиНАО есть возможность осуществить принципиально иные подходы к территориальному развитию. В настоящее время там реализуются проекты, отвечающие актуальным требованиям современной городской среды».

3 триллиона рублей составил объем вложений в развитие Новой Москвы.

Развитие Новой Москвы ведется комплексно: возведено более 100 объектов образования, 18 медицинских объектов. С 2012 года там обустроены 23 парковые зоны. Все это делает Новую Москву привлекательной и комфортной для жизни, и с каждым годом все больше молодых семей покупает квартиры в ТиНАО.

250 тысяч человек проживало в момент присоединения Новой Москвы на ее территориях.

В 2022 году, по информации Департамента развития новых территорий города Москвы, их было уже более 630 тысяч. По прогнозам, население Новой Москвы превысит миллион человек уже к 2035 году.

Плюсы и минусы Новой Москвы

«Плюсы проекта в том, что с нуля можно было проектировать в чистом поле новые районы, не повторяя ошибки, совершенные до этого, — рассказывает Александр Змеул. — Создать качественную среду в отдельных моментах там удалось. Например в ТиНАО есть жилой комплекс «Скандинавия» с прекрасным ландшафтным парком. Есть достойные попытки говорить на языке современной архитектуры: это больница и административно-деловой центр в Коммунарке — прекрасные модернистские здания Владимира Плоткина, современные станции метро»...

Обсуждению этого мегапроекта посвящены сотни публикаций. В присоединении Новой Москвы эксперты выделяют как положительные, так и отрицательные моменты.

«В каком-то смысле этим территориям повезло, — говорит Сергей Ткаченко, — туда и метро дотянулось. Ведь в Москве значительно выше бюджет, чем в Московской области. Но на сегодня по дешевому жилью Московская область привлекательнее, чем Новая Москва. Это было с самого начала и сохранилось до сих пор. Потому что все-таки в Новой Москве цены выше, а качество то же самое».

В данный момент можно наблюдать, что идеи, выдвинутые десять лет назад на конкурсе по Московской агломерации, реализуются. Правда, происходит это медленнее, чем было заявлено в начале проекта.

 «Плюсом проекта стало повышение уровня жизни людей, проживающих на присоединенных территориях, — говорит Александр Котенков. — В сельских поселениях, которые вошли в состав Москвы, появились все блага большого города: современная инженерная инфраструктура, удобный, доступный транспорт, в том числе метрополитен. И сегодня, спустя десять лет, уже отчетливо видно, сколько построено станций метро, автодорог, сколько территорий благоустроено. Произошел качественный скачок в развитии, был изменен сам вектор градостроительной политики».

Новая Москва, — утверждает Владимир Жидкин, — является объектом интереса у людей, приобретающих квартиры. Уже сегодня более 70 процентов горожан выбирают именно это место. Например, свыше 50 процентов молодых семей в возрасте 26 лет с детьми выбирают ТиНАО как место для постоянной жизни».

630 тысяч — столько жителей насчитывается в ТиНАО сегодня Представители Стройкомплекса на критику Новой Москвы уверенно отвечают, что есть, конечно, определенные неудобства, которые неизбежно влечет за собой любое строительство такого уровня и масштаба. Но стройки — на время, а дороги, благоустроенные парки и качественная городская застройка останутся навсегда. «Развитие инфраструктуры Новой Москвы требует немалых затрат, строгого планирования бюджета, — объясняет Александр Котенков. — Думаю, это вызов для руководства города. Но десять лет территория развивается очень успешно. И, судя по отзывам жителей, оно того стоит, и все это делается не зря».

Одна из главных претензий к Новой Москве касается плотности застройки. «Во всем мире был уже опыт строительства дешевого жилья с таким переуплотнением, которое в итоге превращается в гетто, — говорит Сергей Ткаченко. — У нас нет национальных гетто, у нас они социальные. Мы сразу строим такие районы. А все остальное там, с моей точки зрения, нормально. Я не вижу сегодня минусов в развитии и перспективах Новой Москвы. Это новые, постепенно разрастающиеся урбанизированные территории, где создается нормальная транспортно-инженерная инфраструктура. Когда-то все это сомкнется, и при нормальном серьезном скоростном транспорте, который явно появится в обозримом будущем, это будет линейный город Москва — Калуга. Но сразу ничего не бывает. Как говорится, Москва не сразу строилась».

moslenta

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метро
  • строительство жилья в ТиНАО
  • Троицк
  • социальные объекты

Другие материалы по теме

3 июл. 2022 г.
В Новой Москве за 10 лет построено и реконструировано 335 км дорог
В Новой Москве за 10 лет построено и реконструировано 335 км дорог
3 июл. 2022 г.
Территория нового
Территория нового
3 июл. 2022 г.
Новой Москве 10 лет
Новой Москве 10 лет
30 июн. 2022 г.
Новая Москва: десять лет в активе
Новая Москва: десять лет в активе
29 июн. 2022 г.
Что строят на присоединенных к Москве территориях
Что строят на присоединенных к Москве территориях
23 июн. 2022 г.
ТиНАО: две пятилетки прогресса
ТиНАО: две пятилетки прогресса
23 июн. 2022 г.
Первый юбилей: 10 лет назад Москва приросла новыми территориями
Первый юбилей: 10 лет назад Москва приросла новыми территориями
23 июн. 2022 г.
В новой Москве за десять лет откроют ещё 16 станций метро
В новой Москве за десять лет откроют ещё 16 станций метро

Новости дня

Все новости
25 дек. 2025 г. 21:32
Сергей Собянин: открыт Большой лыжный трамплин на Воробьевых горах
25 дек. 2025 г. 13:00
Владимир Ефимов: в Щербинке появится новое административное здание
25 дек. 2025 г. 11:00
Выдана граддокументация для строительства дома по реновации на Булатниковской улице
25 дек. 2025 г. 10:00
В Лефортове освободили площадку для строительства жилья по программе реновации
25 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Тимирязевском районе появится многофункциональный комплекс в рамках масштабного инвестпроекта
24 дек. 2025 г. 22:08
Москва занимает второе место среди крупнейших мегаполисов мира по размеру экономики – мэр
24 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: утвержден проект планировки территории для обслуживания пересадочного узла «Лесопарковая»
24 дек. 2025 г. 12:21
Сергей Собянин рассказал об итогах и планах строительства метро

Просмотренные материалы

Собянин: открыт пешеходный мост от стрелки острова Балчуг до Крымской набережной
Более 400 жителей Бескудниковского района переезжают по реновации
В Новой Москве завершается строительство архивного комплекса
Инвестор построит учебный корпус на 335 мест в Нагатино-Садовниках
Ближе к звездам: как будет выглядеть новая школа с классом астрономии в районе Солнцево
Два дома по реновации и пять проблемных домов ввели в ТиНАО
Москомархитектура не согласовывала проект перестройки тоннеля рядом с Artplay
Москомстройинвест получит через ЕИСЖС банковскую информацию о застройщиках

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика