Ожившие промзоны: каким заброшенным столичным территориям ведомство Юлианы Княжевской подарит «новую жизнь»?
Темы в материале:
В прошлом году столичный Комитет по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура) отметил 30-летний юбилей. Сегодня в ведомстве работают более 400 человек разных профессий, и все они трудятся над созданием лучшего города Земли, творят его историю, помогают ему идти в ногу со временем. Как именно? Об этом «Стройгазете» рассказала председатель Москомархитектуры Юлиана КНЯЖЕВСКАЯ.
— «СГ»: Юлиана Владимировна, сейчас очень много разговоров идет о разработке нового Генплана Москвы. Что будет учитываться в новом документе? Чем он будет отличаться от предыдущего?
—Юлиана Княжевская: В настоящее время в столице действует Генеральный план развития Москвы до 2035 года. Сейчас город проводит анализ международного опыта в сфере мастер-планирования, устойчивого развития мегаполисов и агломераций, что формально не является разработкой нового Генплана. Этот процесс только начался, о его завершении, также, как и о том, каким будет новый документ, говорить пока рано. Состав и содержание Генплана как важнейшего градостроительного документа активно обсуждаются в профессиональных кругах. Звучат и предложения вовсе отказаться от такого долгосрочного документа, как Генплан, заменив его мастер-планом. Совместно с коллегами из Института Генплана Москвы мы анализируем мировой опыт в поисках оптимальной для столицы системы градостроительной документации.
— «СГ»: Столичная программа реновации — одна из самых передовых в стране. Какие принципы проектирования учитываются при создании новых жилых кварталов?
—Ю.К.: Вы правы, наша программа реновации уникальна и не имеет аналогов в мире. На сегодняшний день в разработке 89 проектов, из них утверждено 88. Программа реновации — это тщательное планирование будущей территории, мы прорабатываем особенности района и учитываем потребности жителей. На этапе планирования определяем, где необходимо расположить детские сады, школы, поликлиники, культурные центры, гаражи для машин, а также как жители будут добираться до остановок общественного транспорта. Это основные и первостепенные принципы при разработке любого проекта по реновации. Команда разработчиков и проектировщиков учитывает многие нюансы, в том числе историю и облик каждого района.
— «СГ»: Юлиана Владимировна, а те дома, которые попали в программу реновации, но не будут снесены, — сколько их, все ли они памятники? Какие перспективы по их дальнейшему использованию? Есть ли те, которые сохранят жилую функцию, и как они будут реализовываться?
—Ю.К.: Мы стараемся тщательно подходить к этому вопросу, оценивая все нюансы. Сегодня в рамках программы реновации определено 273 дома, обладающих архитектурной ценностью, которые не будут сноситься. Их вид использования сейчас определить невозможно, дальнейшее назначение будет определено, исходя из нужд района. Конкретных решений нет, но есть перспективные предложения. Это могут быть культурно-досуговые, социальные и административные объекты, но для жилья они не будут использоваться.
— «СГ»: При разработке развития Московских центральных диаметров (МЦД) должны закладываться и проекты планировок прилегающих территорий, как это было с Московским центральным кольцом (МЦК). Какие крупные транспортные узлы планируется создать?
—Ю.К.: Сегодня транспортной инфраструктуре уделяется особое внимание. Наши специалисты разрабатывают проекты планировки, прилегающие к МЦД, предусматривающие их развитие и благоустройство. Новые станции располагаются в активно развивающихся районах, то есть с расчетом на перспективный пассажиропоток. Проект каждого участка детально прорабатывается, исходя из особенностей места: строятся общественно-деловые или торгово-развлекательные центры, инновационные технопарки и спортивные кластеры. Формирование подобных объектов обусловлено потребностью районов и необходимостью создать их собственные точки притяжения. Кроме того, на прилегающих к диаметрам территориях может быть создано более 500 тысяч новых рабочих мест.
Также формируются новые маршруты подвоза пассажиров к станциям, создаются пешеходные дорожки, велодорожки и парковки: город сегодня становится максимально комфортным для пассажиров и пешеходов. Строительство и реконструкция транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) качественно меняют уровень перевозки пассажиров. Сегодня транспортные хабы позволяют комфортно совершать пересадку и переход с одного вида транспорта на другой, зачастую не выходя на улицу. В ближайшее время будут реализованы крупные ТПУ «Дмитровская», «Петровско-Разумовская», «Крюково», «Камушки» и «Рижская». Важно, что последний транспортный узел соединится с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва — Санкт-Петербург (ВСМ-1).
— «СГ»: Еще одно ключевое направление в развитии столицы — промзоны. Что будет с ними?
—Ю.К.: Долгое время промышленные территории были выключены из городской жизни и стремительно приходили в упадок. Сегодня в городе более 15 тысяч гектаров бывших предприятий и заводов, которые или устарели, или вовсе заброшены. Все они будут преображаться в современные производственные кластеры, жилые кварталы и технопарки, здесь будут открываться новые общественные пространства и создаваться рабочие места рядом с домом. Если говорить о количестве проектов, то в настоящее время по 82 территориям принято решение о реализации их в рамках КРТ, из них 12 будут комплексно развиваться в рамках программы реновации. Основная задача этого проекта — задействовать заброшенные и забытые городские территории, имеющие огромный потенциал.
В прошлом году были утверждены проекты территорий «Грайвороново», «Зюзино», «Каширское шоссе», «Бескудниково», «Кунцево», «Коровино» и «Теплый Стан». Сегодня мы можем комплексно развивать эти территории и давать им вторую жизнь в прямом смысле слова.