Территория нового
Темы в материале:
Новой Москве исполнилось десять лет.
УЧАСТНИЦА СЮЖЕТА 1: Здесь было поле, здесь был пустырь.
КОРР: Новой Москве десять лет.
УЧАСТНИЦА СЮЖЕТА 2: Метро там уже было, там выходишь и там поля. Вот ну просто вот прям поле. Это прям очень было странно.
КОРР: Деревни и поселения, которые в один день стали Москвой. Как теперь здесь живут люди.
УЧАСТНИЦА СЮЖЕТА 3: Это полноценный город Москва.
КОРР: Экспериментальное строительство. Как и где пятнадцатиэтажные дома собирают за месяц.
- А говорят, недвижимый, движимый. Вполне даже движимый.
Почему именно так расширяли Москву и куда она будет расти дальше.
- Скорее всего там тупик, мы можем туда зайти или выйти.
(кадры из учебного фильма)
ДИКТОР: Качество лекарственного растительного сырья определяется содержанием в нем действующих веществ.
КОРР: Кадры учебного фильма Всесоюзного института лекарственных растений. Здесь в Ватутинках в 1985 раскинулись целые гектары опытных полей и плантаций.
ДИКТОР: Необходимо после сбора и первичной обработки обеспечить правильную сушку сырья.
АНТОН ДЕРГАЧЕВ (КОРР): Сейчас это уже не Подмосковье, а Новая Москва. Строят жилье, многоэтажки, вообще застройщики очень любят называть свои комплексы исходя их какого-то исторического бэкграунда этих мест. По такой логике этот комплекс должны были назвать ЖК Календула, Алоэ или ЖК Витаминка.
СВЕТЛАНА: Витаминка, поле называлось здесь. Вот в простонародье здесь Витаминка. Когда мне говорили там, что-то там где-то там Ватутин. Господи, думаю, что за Ватутинки. Где это вообще, эти Ватутинки. Ну вот. И вот вам, пожалуйста. Мы с вами ходим.
КОРР: Светлана Кирьянова теперь сюда приезжает каждый день. В Ватутинках у нее работа. Впрочем, здесь же недалеко она родилась, в деревне Кокошкино.
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Когда смотрели в мой паспорт, все смеялись, ха-ха-ха, поселок Кокошкино. Коренная москвичка оказалась. Кокошкино тоже Новая Москва.
КОРР: Ровно десять лет назад в июле 2012 к столице была присоединена Новая Москва. Почти пятьсот тысяч человек в один день стали москвичами. А десятки деревень и поселений обрели столичный статус.
После присоединения новых территорий площадь Москвы увеличилась в два с половиной раза. А ее границы на Юго-Западе дошли до Калужской области.
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Деревни Тупиково, Станиславье, Весна, то есть вот там вот, просто из окна ты своего многоквартирного ты видишь, что там на участке у людей.
КОРР: Автобусы вот как на Китай-городе ходят.
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Ну здесь, ну это полноценный город Москва.
КОРР: Еще десять лет назад на этом месте Светлана каждый день стояла в глухой пробке. Узкая дорога, перекрестки со светофорами, теперь это скоростное шоссе.
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Калужка была узкоколейкой. Сейчас получается, у нас, вот у нас дублер, вот мы сейчас въезжаем, три полосы. Здесь дорога почему такая широкая, потому что здесь часть уходит сейчас на эстакаду, уйдет дороги, а часть пойдет опять на объездную въедет и уже пойдет на Троицк.
КОРР: А что здесь было раньше? Перекресток?
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Да, здесь был да, здесь был просто перекресток. Нет, по-моему здесь даже перекрестка не было, по-моему, люди через Ватутинки разворачивались.
КОРР: То есть делали крюк такой.
СВЕТЛАНА КИРЬЯНОВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: Да, крюк делали. Да, да. Потом вот эстакаду открыли и сразу все встало на свои места. Вот это мы сейчас едем по дублеру.
КОРР: За десять лет в Новой Москве построили триста двадцать километров новых дорог. Это развязки, эстакады, дублеры, тоннели. Всего на развитие новых территорий было инвестировано больше двух с половиной триллионов рублей.
ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: Количество инженерных сетей здесь увеличилось. Протяженность дорог, ну она, это знаете, это все в геометрической прогрессии какой-то растет, потому что спрос на это все, он не уменьшается. Все равно все будут ехать в столицу, все равно все хотят жить в комфорте.
КОРР: Там, где когда-то были поля, пустыри, теперь выросли новые жилые комплексы, коттеджные поселки. За десять лет в Новой Москве построили двадцать четыре миллиона квадратных метров жилья. В два раза увеличилось количество жителей.
- А, там грузят целую комнату.
УЧАСТНИК СЮЖЕТА 3: Да, квартиру.
КОРР: Чтобы успевать за темпами строительства, в поселении Марушкинское в ближайшее время на полную мощность заработает новый экспериментальный завод по строительству квартир, точнее модулей.
Как детали конструктора, с помощью крана их устанавливают друг на друга. Коммуникации, вентиляционные трубы, канализацию стыкуют между собой. Так пятнадцати этажный дом можно построить всего за месяц.
- Что вы делаете?
- Заглаживаем бетон.
КОРР: Здесь делают стены?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Здесь начинается да, здесь делают стены, здесь начинается рождение модуля.
КОРР: То есть жидкий бетон берут, укладывают в такую формочку.
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Да, да, и получается стена.
КОРР: Здесь же стены армируют для прочности. Позже, когда модуль будет готов, за эти металлические скобы кран будет цеплять квартиру и поднимать на нужный этаж. Рядом отдельно заливают пол будущего модуля.
- А как вы не проваливаетесь?
- Там же сетка.
КОРР: А, там сетка?
- Конечно. Это собранный каркас. Там минвата, сетка.
КОРР: Бетона под ногами всего три сантиметра. Что скрыто под ним хорошо видно здесь. Вот рабочие кладут металлическую сетку и утеплитель.
- Так, стены построили за восемь часов, за ночь они затвердели. Дальше что?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Дальше мы отправляемся на стапель сборки. На стапеле сборки плоские изделия объединяются в объемные изделия. То есть рождается уже наш модуль.
КОРР: То есть несколько стен совмещают.
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Да.
КОРР: Один модуль состоит из шести-семи деталей. Их надежно крепят болтами. Получаются комнаты, коридоры.
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Это вот как раз модуль сейчас собирают, это лестнично-лифтовой узел. То есть вот тут вот у нас будет лестница. Если мы сюда пройдем, это лифтовой пол, это лифтовая шахта.
КОРР: Это еще полуфабрикат. Только часть будущей квартиры и подъезда жилого дома. Дальше прямо на заводе сюда заходят отделочники и делают ремонт.
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Это отделка вайт бокс, да, ну скажем под чистовую отделку. То есть установлены перегородки, отшпаклевано, ошкурено, установлены все коробки, потом подрозетники устанавливаются, радиатор установлен, потолок готов, кондиционирование, вывод есть, устанавливается профиль и готовую дверь можно ставить.
КОРР: Это готовая квартира с отделкой. Ее уже можно везти на стройку и ставить на дом.
- Едет модуль будущего дома. Стоп, а кто этим управляет, вот этой машиной?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Вот оператор идет.
КОРР: Как детской машиной в парке?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Да.
КОРР: Вот этим джойстиком?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Совершенно верно.
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Не газуй только, ладно? Сейчас на ручнике, можешь попробовать.
КОРР: На ручнике?
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Сейчас он не поедет. Просто вот почувствуй джойстик. Вперед, назад.
КОРР: А, ну легкий-легкий такой вот, да.
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Едешь вперед. Это право-лево. Первая скорость, пробуешь.
КОРР: Первая скорость, тут их несколько?
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Ну две.
КОРР: Так, а вы с ручника сняли?
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Да.
КОРР: Все, погнали. Еще смелее?
СОТРУДНИК ПРЕДПРИЯТИЯ: Вот это первая скорость.
КОРР: Я везу дом. Так. А если отпустить, то все, он сам останавливается, да?
Кран припарковался и теперь нашу квартиру, комнату будут медленно-медленно опускать на грузовик. Поехал, поехал. Все выравнивает, выравнивает, все до сантиметра. человек просто двигает комнату. Представляю, как просядут сейчас колеса этого грузовика.
Квартиру привозят на стройку. Сейчас ее будут поднимать на шестой этаж полностью экспериментального дома.
Мы заходим в дом, который полностью собран из модулей. Ну двери уже ставят, конечно, здесь.
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Нет, это все с дверьми сюда пришло.
КОРР: А, с дверьми?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН: Санузел, комната, кухня.
КОРР: И с раковиной?
ДМИТРИЙ МОЧАЛИН, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ: Да. Единственное, что мы не можем, мы не можем монтировать дом, когда идет дождь или когда идет сильный снегопад. Но по нашим подсчетам, это совершенно не повлияет на нашу производительность. То есть как говорят немцы, когда холодно, мы не строим. Вот как раз мы сейчас видим последствия того, что было когда дождичек прошел.
КОРР: Сейчас уже подняли наш модуль, вот его видно отлично. Вот прям над нами. А вот для этого и нужна каска? А говорят недвижимость, движимость. Вполне даже движимость.
Модуль медленно опускают на место. Шесть рабочих вручную двигают будущую квартиру, чтобы она встала ровно в пазы.
- Сколько модулей в день вы так крепите?
МОНТАЖНИК: Ну двенадцать часов, получается четырнадцать штук. Около тысячи квадратных метров получается.
КОРР: То есть сейчас вот в эти пазы должны войти эти, и пика должна войти, да?
МОНТАЖНИК: Да, да, ну она как направляющая.
КОРР: А сколько весит одна квартира?
ИБРАГИМ АХЫЧОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ: Вот, хороший вопрос. Одна квартира у нас весит от сорока до семидесяти пяти тонн. В зависимости от площади.
КОРР: Модульное строительство позволяет перенести многие процессы с улицы на завод. Например, теперь зимой не придется на стройке греть бетон. Так существенно сокращается его расход и время монтажа здания. Этим летом в Новой Москве уже планируется построить несколько модульных многоэтажек.
Смотрите далее. Завод, где собирают лифты и почему они не падают.
Здесь же в Новой Москве для новых домов делают новые лифты.
Странно заходить в лифт, понимая, что он не поедет. Просто мозг-то уже настроен.
Это одна из современных кабин 2022-го модельного года с системой обеззараживания воздуха.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Сейчас включился режим, когда идет обработка воздуха.
КОРР: А он понял, что здесь человек находится?
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Да, это тестовый режим - по двадцать секунд он работает на одном режиме, на другом, и это настоящий ультрафиолет. Убивает микробы, вирусы, которые могут быть на кнопках, на поручнях. Лифт за ночь сам себя очищает.
КОРР: Вот есть побогаче, да?
Этот лифт как будто создан для дорогих пятизвездочных отелей. Отделка - под дерево, хотя, на самом деле, это негорючий металл. Зеркало утоплено в стену.
Ативандальный?
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Нет, антивандального зеркала нет. Его при желании, если надо разбить, конечно, разобьют. Я бы сказал так, что нельзя поддеть. То есть обычно что-то видят - ковырнуть нужно, посмотреть, а здесь не подлезть.
КОРР: А это не лифт, а настоящий гаджет с системой бесключевого доступа.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Не нужно нажимать никаких кнопок, ничего не нужно. Заранее устанавливается приложение в мобильный телефон, заранее вы прописываете алгоритм: живу на восьмом этаже, к примеру, система вас распознает на том этапе, когда вы подходите к лифту. Загорается кнопка вызова лифта. Лифт открывает дверь, вы заходите в лифт - ничего нажимать не нужно - он сам нажмет вам восьмой этаж через блютус.
КОРР: Жители многоэтажек, как правило, видят только кабину лифта: двери, кнопки. На самом деле, она состоит из сотен деталей: ролики, приводы, рельсы, противовесы, направляющие - все это делают здесь же, в Щербинке.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Это, вероятнее всего, пружина.
КОРР: Это улавливающая пружина?
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Нет, нет, это, скорее всего, демпфер-пружина, которая ставится в машинном помещении на трос.
КОРР: Но могут ли эти лифты упасть? Почему вообще они иногда падают? Неужели внизу нет пружин, чтобы в случае аварии смягчить удар? И какие системы должны предотвратить трагедию?
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Лифт оборудуется всегда системой ловителей. Есть всегда первый элемент - это система ограничения скорости. Каждый ограничитель испытывается. Задается параметр. Вот сейчас будут тестировать как раз ограничители.
КОРР: Стандартный лифт в обычной многоэтажке едет со скоростью один метр в секунду. Испытатель создает искусственное ускорение и проверяет, как быстро в случае падения кабины сработает система защиты.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: По сути, они встают в распорку, как экстренный тормоз на поезде, стоп-кран.
КОРР: Видно, кабина, в которую установят эту систему ловителей, остановится уже при скорости 1,29 метра в секунду. То есть, через считанные мгновения после начала падения.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Встает на ограничители, потом уже его снимает специальный персонал, тот, кто эксплуатирует здание.
КОРР: Лифт, конечно, - нишевый товар, но вообще, купить его в принципе может каждый. Стоит - как новая иномарка: от двух до шести миллионов рублей.
АЛЕКСЕЙ АНДРОСОВ, ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: Каждый лифт имеет свой уникальный номер, который присваивается в момент заключения контракта - один из элементов к лифту, который, допустим, поедет, в Сургут. А этот лифт поедет в Москву. Здесь - Верхняя Пышма, Тверь.
КОРР: Здесь же работает уникальный бригадир: его дедушка трудился на этом заводе, отец, и он уже пятнадцать лет собирает здесь лифты.
ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ, БРИГАДИР УЧАСТКА СБОРКИ: Как говорят, по статистике около десяти тысяч лифтов в год, и с 2006-го года я здесь работаю - около пятнадцати тысяч, наверное, собрал.
КОРР: От проходной завода до его дома - одна минута ходьбы. Стоит ли удивляться, что в подъезде у Юрия недавно установили лифт, который он собирал своими руками.
В принципе, он забора завода до дома - метров тридцать. А когда ставили лифт, вы как-то поглядывали? Контролировали?
ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ, БРИГАДИР УЧАСТКА СБОРКИ: Да не особо. Это уже монтажники пускай думают. Главное, чтобы комплектация совпадала.
КОРР: А когда вы их производили, вы понимали, что это в ваш дом?
ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ, БРИГАДИР УЧАСТКА СБОРКИ: Нет, я не вижу заказчика по номеру.
КОРР: Ну как собрали-то, нормально? Вы довольны?
ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ, БРИГАДИР УЧАСТКА СБОРКИ: Да, как планировал.
КОРР: То есть, какую-то из этих деталей вы собирали?
ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ, БРИГАДИР УЧАСТКА СБОРКИ: Да, возможно и несколько даже.
КОРР: Смотрите далее. Зачем строят метро среди полей, и к каким пожарам здесь готовят спасателей.
Территории Новой Москвы, Троицкий округ и Новомосковский, не только самые новые, но и самые большие в городе. Для обеспечения безопасности здесь построили одну из самых современных пожарных частей с уникальным тренажером - теплодымокамерой.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Зацепились баллоном? Сейчас помогу.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Да, я не вижу.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Вот это первое препятствие, которое уже задержало нас. Аккуратно прижимаемся ниже. Все, прошли.
КОРР: Здесь, в условиях ограниченной видимости и повышенных температур, пожарные отрабатывают навыки спасения. Клетка - запутанный трехэтажный лабиринт с препятствиями, тупиками, узкими проходами. Руководитель звена, которое проходит испытание Андрей Шапар.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Поднимаемся теперь наверх. Готовы?
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Да.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Как самочувствие?
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Отлично.
КОРР: По легенде из-за пожара в здании произошло обрушение 18 человек из 19 смогли выбраться сами, один вероятно остался под завалами - его нужно найти.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: По лестнице аккуратно, нащупывайте, поднимайтесь на третий этаж. Скорее всего там тупик. Мы можем туда зайти и не выйти. Это что, ногами вперед лезть? Нет, будем безопасно спускаться. А, там еще есть спуск?
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Да там спуск, там лестница.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: А на нее даже лучше.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Сейчас я вам буду помогать. Сейчас мы были на третьем ярусе. Работаем на втором.
КОРР: Отведенное на спасение время предательски тает, а пострадавшего еще не нашли. Веревки имитируют проводку, обрушение. Пробираться через завалы становится все труднее.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Наступил (...).
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Да, помогай теперь ты мне.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Назад-назад сделай шаг.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Сделал.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Все, отпустил.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Отлично.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Давление, посмотри свое давление.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Да, так я сейчас тебе (...) протяну. Держись. Все.
КОРР: Наконец человек обнаружен. Сообщают на пост, пострадавшему надевают кислородную маску, теперь его надо тащить к выходу.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Аккуратно, за голову держи.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Тяжелый.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Раз-два-три. Раз-два-три.
КОРР: Манекен тяжелый, неуправляемый - натуральная имитация взрослого мужчины без сознания. Вес больше 60 килограммов.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Таскай-таскай-таскай.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Работаем-работем-работаем.
ГОЛОС СПАСАТЕЛЯ: Ну как?
- Вообще, нормально, но тяжело очень тащить человека.
КОРР: Отрабатывают подобные спасения здесь регулярно. Территория выезда, то есть, количество улиц, домов у этой пожарной части пожалуй самая большая в городе. И с каждым годом она только растет.
- Здесь было поле?
ОЛЬГА ОТТИСКО, ЖИТЕЛЬНИЦА ТиНАО: Здесь было поле, здесь был пустырь, то есть, было голое место - ничего не было. Я еще помню те моменты, когда в Москву добирались не за 20 минут, за полчаса, как сейчас, а два-три часа в пробках стояли.
КОРР: Во многие районы Новой Москвы уже провели метро, построено восемь станций: Румянцево, Саларьево, Филатов луг, Прокшино, Ольховая, Коммунарка, Говорово и Рассказовка.
-ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: Ну, ждать здесь дольше, то есть у них тут не каждый поезд с красной ветки досюда доезжает. То есть, большие интервалы.
КОРР: Местами станции строили с большим заделом на будущее - буквально в полях, опережая строительство жилых домов и новых районов.
ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: Ольховая и Прокшино - там с одной стороны лес, с другой стороны кладбище. И домов нет, ну и там где-то вдалеке деревня. Но это все бизнес, это все инвестиции, это все ради привлечения новых строительных площадок, новых инвесторов.
ВЛАДИМИР ЖИДКИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ (ЦИТАТА): "Первый этап транспортного каркаса в ТиНАО создан - это метро, МЦД и автомобильные дороги. За 10 лет здесь открыто 8 станций. В ближайшие 2 года будет построено еще 7.
КОРР: Коммунарка - пока конечная. За последние 10 лет здесь вырос огромный район - с новыми домами, школами, детскими садами, стадионами, больницами. Рядом со станцией живет и работает больше 12 тысяч человек.
ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: Это мы с тобой сейчас не в час пик. У меня муж, собственно, работает тут недалеко и тут прямо плотненько.
КОРР: Да?
ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: Ну, не так плотненько, как в центре, но плотненько. То есть, это не заброшенная какая-то вещь. Но, опять-таки, когда ты покупаешь здесь квартиру, ты понимаешь, что ты сел и доехал до Кремля.
УЧАСТНИЦА СЪЁМКИ: Кто здесь не жил - им трудно представить, кто здесь жил и видел перемены - это, конечно, колоссальные перемены, потому что кто здесь не жил - они приезжают и думают, что все здесь так и было.
ЕЛЕНА ПУДОВА, УРБАНИСТ: И цены на недвижимость здесь тоже поднялись. Соответственно, ты бы раньше жил в деревне, которая никому не нужна, а когда ты стал жителем Москвы, цены поднялись. Все хотят жить в Москве, потому что уровень зарплат, уровень жизни. А таких свободных площадей, ну их, естественно, уже не хватает. Простите, но Хамовники не резиновые.
КОРР: По прогнозам экспертов в ближайшие 10 лет население Новой Москвы вырастет в три раза и достигнет полутора миллионов человек. Для них возведут еще сто миллионов квадратных метров жилья . История Новой Москвы уже показала - современный удобный город можно построить там, где еще недавно было поле.