timelapse
Все темы

Город заявил о создании самой длинной линии метро в мире

Темы в материале

На 69-километровой ветке разместится 31 станция со множеством пересадок.

Каждый день миллионы москвичей и гостей столицы спускаются в метро. Многим приходится доезжать до Кольцевой линии или до радиальной пересадочной станции, чтобы перейти на нужное направление. Неплохо помогает Московское центральное кольцо (МЦК), которое, вопреки изначальному скепсису пессимистов, стало необычайно востребованным у пассажиров. С вводом Большой кольцевой линии (БКЛ) еще больше горожан получат метро в шаговой доступности.

Большая кольцевая линия — крупнейший мировой проект в области метростроения. Наверное, это трудно представить, но поспорить с Москвой на данный момент может только Пекин. Максимальная протяженность в мире кольцевой линии традиционного подземного метро — 57 км — приходится именно на столицу Китая. Длина же московской БКЛ после ее окончательного закругления в конце 2022 года достигнет 69 километров.

Кольцо станет не просто мировым лидером по протяженности, но и огромным пересадочным контуром. Со станций БКЛ можно будет сделать:

19 пересадок на другие линии метро;

4 — на МЦК;

5 — на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово — Лобня и Подольск — Нахабино;

11 — на линии железной дороги.

Согласно расчетам, новое кольцо метро сэкономит пассажирам до получаса на каждой поездке. «Только подумайте: вместо нынешних 40 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с помощью кольца вы доберетесь всего за 18–20 минут. Или: сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 35 минут, а будет всего 10. На поездку от «Ржевской» до «Авиамоторной» вместо 20 минут потребуется лишь 12. А время в пути от «Сокольников» до «Рубцовской», занимающее сейчас 22 минуты, с открытием БКЛ сократится до 10», — приводят примеры проектировщики.

Напомним, что первый участок Большой кольцевой линии — от «Делового центра» до «Петровского парка» — уже открыт. 26 февраля 2018 года движение поездов запустил мэр Москвы Сергей Собянин. Меньше чем за полгода по участку проехали 7,5 млн пассажиров. Если в феврале станциями «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр» пользовалось 1,2 млн пассажиров, то в июле — уже 1,6 млн. Самыми популярными станциями остаются «Деловой центр» и «ЦСКА». С момента ввода они приняли почти 2,5 млн и 2,3 млн пассажиров соответственно.

На остальных участках Большой кольцевой линии сейчас идут подготовительные и строительные работы. «Проект Большой кольцевой линии является самым масштабным за всю историю метростроения в Москве, поэтому для компании «Мосинжпроект», занимающейся его реализацией, это еще один весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры города и повод для гордости всего коллектива», — заявил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (единый оператор программы развития Московского метрополитена) Марс Газизуллин.

В этом году планируется завершить строительство еще одного участка БКЛ — от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». В 2019-м вместе с Кожуховской линией метро откроется станция «Нижегородская», которая будет иметь пересадку с Большого кольца на одноименную станцию этой радиальной линии, станцию МЦК и ж/д платформу.

В 2020 году запланирован ввод двух участков БКЛ. Первый — от «Хорошевской» до «Мневников». Второй — от «Аминьевского шоссе» до «Севастопольского проспекта» («Зюзино»): он соединится с Каховской линией метро, которая войдет в состав кольца.

В 2021-м открываются еще два участка. На одном из них, северо-восточном, уже развернуто активное строительство. Здесь будет шесть станций: «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка», «Рубцовская», «Лефортово» и «Авиамоторная». Второй участок — западный — от станции «Терехово» до станции «Давыдково».

К 2023 году — а на самом деле, скорее всего, к концу 2022-го — с вводом участка от «Кленового бульвара» до «Текстильщиков» новое кольцо метро полностью замкнется. Специалисты уже сейчас называют станцию «Кленовый бульвар» дворцом в метро.

Казалось бы, о каких дворцах в метро может идти речь, если москвичи уже столько десятилетий гордятся станциями, возведенными в 1950–1960-х годах. Однако, оказывается, строящиеся станции достойны уважения и внимания не меньше.

Как рассказала сооснователь архбюро ARCHSLON Татьяна Осецкая, при проектировании станции «Кленовый бульвар» особое значение имело ее местонахождение: «Станция «Кленовый бульвар» расположится рядом с парком «Коломенское». Здесь присутствуют такие значимые объекты, как дворец царя Алексея Михайловича с его куполами и сводами, село Дьяково Городище с развитой сетчатой керамикой. История и культурное своеобразие района нашли отражение в нашей концепции. Место для нас имеет особое значение, невозможно проектировать без контекста, ведь на новый объект всегда влияет его окружение, и наоборот. По ходу движения пассажиров есть несколько зон, и каждую мы сделали особенной. Например, когда заходим с улицы, то попадаем в вестибюль мягкой формы. Потом спускаемся в более контрастный подуличный переход, затем вся пластика и формы в дизайне интуитивно ведут пассажиров к зоне эскалаторов. На платформе с двух сторон находятся переходы, поэтому для нас было важно выделить выход. Когда человек выходит из поезда, он идет к точке, которая его больше притягивает. Мы выделили ее белым цветом с дополнительной подсветкой ступеней, а лестницу-переход — черным. В центре каждой платформенной зоны будет большая надпись с названием станции. Появится много лавочек, похожих на камни. Все эти предметы смогут стать ориентиром для пассажиров, которые хотят назначить встречу на платформе».

Какие радиусы планируется присоединить к Большой кольцевой линии:

Рублево-Архангельскую линию — от станции «Улица Народного Ополчения»;

Коммунарскую линию — от «Улицы Новаторов»;

перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку — от «Кленового бульвара».

Мы построим Рублево-Архангельскую линию, которая возьмет начало от стации новой кольцевой линии «Улица Народного Ополчения». От станции «Улица Новаторов» протянется ветка в Коммунарку и Троицк. Разрабатывается линия в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку от станции «Кленовый бульвар». Благодаря этому строительству доступ к метро получат жители 16 районов Москвы, — поясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Елена Соколова