timelapse

Кабинет двинул реформу

Темы в материале

В правительстве поддержали законопроект по реформированию ценообразования в строительстве.

На минувшей неделе сделан важный шаг на пути реализации реформы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Правительство РФ поддержало разработанный Минстроем законопроект, который предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс и в федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений». Теперь этот документ будет направлен в Государственную Думу.

Как известно, до недавнего времени вопросы сметного нормирования в области градостроительной деятельности в законодательстве не были урегулированы в достаточной степени, и полномочия по сметному нормированию за органами государственной власти не были закреплены. Значительное количество ранее разработанных норм устарело, их применение приводило к значительному удорожанию стоимости строительства. В связи с этим и возникла необходимость реформирования системы сметного нормирования и нормативного правового регулирования в этой сфере.

Напомним, что система формирования стоимости строительства до сих пор базировалась на так называемом базисно-индексном методе расчета смет, основанном на использовании сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие. Этот метод дает существенную погрешность в вычислениях.

Теперь предстоит переход к более современному и точному ресурсному методу, при котором стоимость строительства определяется на основе текущих цен на строительные ресурсы.

Как сообщил журналистам по окончании заседания министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, для перехода на ресурсный метод нужно организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов в регионах. Мониторинг будет осуществляться по всей территории Российской Федерации и учитывать цены на строительные материалы, услуги машин и механизмов, заработную плату и затраты на транспортную логистику. Предстоит большая серьезная работа по запуску этого механизма. «В разработке находится проект постановления правительства о порядке мониторинга», - заявил министр. Он подчеркнул, что главная задача реформирования системы сметного нормирования и ценообразования - создать условия для формирования достоверной начальной стоимости строительства, которая затем может корректироваться в рамках конкурсных процедур в соответствии с реалиями рынка.

По словам главы ведомства, сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, будут обязательны для применения при строительстве объектов не только за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, но и государственных корпораций, а также юридических лиц, более чем на 50% принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям. При этом в законопроекте закреплено «эксклюзивное право Российской Федерации на будущую базу сметных нормативов, которая будет формироваться в рамках общего реформирования ценообразования».

«База сметных нормативов будет открыта для всех, то есть на нее сможет опираться любой участник строительного рынка, и даже любой гражданин, который для личных целей сможет получить из базы информацию о стоимости услуг машин и механизмов, строительных материалов и труда», - подчеркнул Михаил Мень. Действительно, создание базы сметных нормативов как ориентира для определения цен на строительные работы и материалы нужно не только крупному строительному бизнесу, но и мелким предпринимателям, и частным лицам. Подтверждение этому корреспондент «СГ» получил сразу же, буквально у ворот Белого дома. Житель Климовска, штукатур по профессии Алексей Карлов пришел к Дому правительства, чтобы привлечь внимание руководства страны к проблемам обманутых дольщиков. Однако он горячо поддержал идею базы нормативов. По словам Карлова, они с братом, индивидуальным предпринимателем, до недавнего времени покрывали декоративной штукатуркой квадратный метр за 500-600 рублей без стоимости материала. Но иммигранты из стран СНГ берутся выполнить ту же работу за полцены. А норм, на основе которых можно было бы договориться и с конкурентами, и с заказчиками, у российских штукатуров нет.

Реформа ценообразования и сметного нормирования будет иметь и еще одно важное следствие. Более точное определение стоимости строительства поможет в перспективе снизить число долгостроев. Отвечая на вопрос корреспондента «СГ» о влиянии реформы ценообразования на уменьшение числа замороженных объектов, министр заметил, что, на первый взгляд, прямой зависимости здесь не просматривается, но на самом деле связь есть.

«Задача, над которой мы сегодня работаем вместе с нашими коллегами и партнерами из Министерства экономического развития, — это обоснование инвестиций, - рассказал министр. - Это крайне важный вопрос, который связан с тем, что мы иногда не понимаем, что включаем в ФАИП, и какая будет стоимость объекта, и нужен ли нам этот объект не за 100 рублей, а за 200 рублей, к примеру, мы тоже не понимаем. Потому что нет адекватной первоначальной базовой цены, то есть, нет НЦКР, НЦС в полном объеме, и мы не понимаем стоимость. Попадает в ФАИП какой-то объект, а потом выясняется, что это гораздо дороже стоит, и возникают определенного рода проблемы, и появляются долгострои».

Справочно:

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности» подготовлен Минстроем во исполнение поручения президента России и решения правительства от 5 февраля 2015 года.

Законопроектом, в частности, предусматривается:

  • введение понятия сметных нормативов и сметной стоимости

  • определение полномочий федерального органа исполнительной власти по установлению порядка определения сметной стоимости строительства, порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов

  • обязательное применение сметных нормативов, внесенных в единый государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы и средств государственных корпораций, а также юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований составляет более 50%.

Алексей Торба