timelapse

Каким будет городской силуэт вдоль реки

Темы в материале

Как уже сообщала «Тверская, 13», недавно определились шестеро финалистов первого этапа Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Это ООО «Архитектурное бюро «Остоженка» (Россия), Maxwan architects - urbanists (Нидерланды), Turenscape (Китай), Burgos&garrido arquitectos (Испания), SWA Group (США) и МЕГАНОМ (Россия).

От финалистов организаторы конкурса в лице НИиПИ Генплана Москвы ожидают два глобальных результата их работы. Во-первых, это концепция развития реки и прибрежных территорий до 2035 года. При этом особое внимание будет уделено развитию набережных. И второе - конкретные проектные предложения по первоочередным участкам.

На этой неделе представители консорциумов-финалистов конкурса приступили к работе. А началась она с теплоходной экскурсии по Москве-реке от причала в ММДЦ «Москва-Сити» до Коломенского заповедника. Затем состоялся семинар по отраслевым разделам технического задания конкурса. Финалистам были прочитаны лекции отраслевых специалистов НИиПИ Генплана Москвы на тему архитектурных, историко-культурных, транспортных, экологических и экономических аспектов, заложенных в техническое задание конкурса.

С приветствием к финалистам обратился главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он отметил, что в 1930 - 1950-е годы река рассматривалась как безусловная составляющая архитектурного облика столицы. Но затем, уже в 1960 - 1990-е и по сей день, река как элемент ландшафтной и градостроительной структуры в городе практически не выделялась. И это, безусловно, нужно исправлять. В том числе с помощью конкурсантов.

Перед ними, по словам Кузнецова, стоит несколько конкретных задач. Прежде всего осмыслить и связать в общую концепцию проекты, которые сегодня уже развиваются и так или иначе связаны с Москвой-рекой. Но основная часть работы над концепцией все-таки касается территорий, которые пока не развиты и не включены в жизнь города.

Как отметила и.о. директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина, идея развития набережных Москвы-реки родилась во время проведения конкурса на концепцию развития Московской агломерации. Тогда многие из его участников говорили, что река - это тот нереализованный потенциал, который есть у столицы и который при правильном подходе может буквально преобразить ее.

- Мы хотим получить самые инновационные и передовые идеи относительно того, как город может развиваться, - сказала Карима Нигматулина.

Москва-река, по ее словам, очень масштабный проект. Ведь береговая линия составляет 80 км, а общая протяженность набережных - более 200. Поэтому концепцию было решено разбить на две части. Во-первых, идеологическая составляющая, то есть общий взгляд на развитие территорий. И, во-вторых, иллюстрация этой идеологии уже на конкретных примерах, то есть выделенных участках.

- Одним из ключевых пунктов, заложенных в идеологию, должны стать идеи по развитию непосредственно набережных, - подчеркнула руководитель Института Генплана. - Мы хотим видеть зеленые общественные пространства вдоль реки, доступные для пешеходов. Но, безусловно, на ряде участков от транспортной инфраструктуры отказаться невозможно. Необходимо представить видение, какие заброшенные промышленные территории могут быть преобразованы в рекреационные, жилые или коммерческие зоны.

Особое внимание, по словам Каримы Нигматулиной, стоит уделить набережным в центральной части города. Москва-река здесь должна стать визитной карточкой столицы для туристов и отдыхающих. Но важно и то, чтобы предложенная концепция была экономически реализуема. Тем более что времена с финансовой

точки зрения наступают непростые. Именно поэтому конкурсное предложение должно содержать три этапа реализации - до 2017-го, 2025-го и 2035 года. Как говорится, не все сразу...

Руководитель научно-проектного объединения «Исторические зоны» НИиПИ Генплана Москвы Елена Соловьева раскрыла культурологическое и историческое значение Москвы-реки.

- Река в русском городе - это своего рода партер, с которого зрители воспринимают все градостроительные ансамбли города, - сказала она. - Советские градостроители предприняли попытку сформировать городской силуэт вдоль реки, но это им не совсем удалось.

По словам Елены Соловьевой, Москва возникла на пересечении сухопутной и водной дороги, поэтому роль реки в развитии города трудно было переоценить. В XVII - XVIII века берега реки активно осваивались усадьбами, что положило основу для формирования парков, многие из которых сохранились по сей день: «Фили-Кунцево», пять усадеб, ныне объединенных в Парк Горького, царская резиденция в Коломенском...

Кроме того, в этот же период были возведены все три объекта культурного наследия ЮНЕСКО в Москве, расположенные вдоль Москвы-реки, - это Московский Кремль, храм Вознесения в Коломенском и Новодевичий монастырь. В XIX веке получила развитие функция Москвы-реки как транспортной артерии, что дало толчок к развитию многочисленных промышленных предприятий. В XX веке была предпринята попытка размещения вдоль реки крупных градостроительных ансамблей. Москва-река служила тем самым коридором, вдоль которого устанавливались градостроительные связи между визуальными доминантами. Часть из них ныне утрачена, в том числе вследствие новой застройки.

По мнению эксперта, конкурсантам предстоит задуматься о формировании поперечных физических и визуальных осей вдоль реки и прилегающих к ней районов.

- Москве-реке не хватает продольно-поперечных связей вдоль берегов, которые можно наблюдать, например, в Париже, - подчеркнула Елена Соловьева. - При этом важно отметить, что в 30 - 50-е годы ХХ века градостроители поддерживали традицию формирования конусообразного силуэта, не свойственного прямым линиям набережных Парижа. Эта традиция отлично иллюстрируется семью сталинскими высотками. В разрабатываемой концепции конкурсантам предстоит сохранить зеленые зоны вдоль реки и визуальную проницаемость памятников культурного наследия, а также попытаться создать новые доминанты в изгибах Москвы-реки. Начальник зональной мастерской № 10 НИиПИ Генплана Москвы Евгения Гухман отметила основные составляющие территорий вдоль Москвы-реки: это историко-культурный, природно-экологический, транспортный каркас.

Северо-западная часть реки представляет собой в большей степени природные территории, на которых размещаются рекреационные комплексы и спортивные объекты. В центральной части расположены объекты культурного и делового назначения, а также исторические объекты. В юго-восточной части реки сконцентрированы производственные зоны. И в самой южной зоне размещаются в основном жилые массивы.

- При том что в трех частях реки организованы туристические маршруты, они не представляют собой единого целого и зачастую комбинируются с пешеходными прогулками, - отметила Евгения Гухман. - Мы видим потенциал развития реки в этом направлении, поэтому ожидаем от конкурсантов решений по формированию новых туристических и прогулочных маршрутов.

Для детальной проработки конкурсантам предлагаются три участка реки, имеющие разные функциональные назначения.

Строгинская пойма – природно-рекреационный объект, в который предполагается минимальное внедрение в виде создания прогулочной зоны, организации пляжей, реконструкции существующей застройки. При этом обязательным требованием является высота новых зданий не более 15 метров, а площадь озеленения поверхности - не менее 80 процентов.

В центральной части расположена территория делового района «Москва-Сити», замыкаемая набережными Тараса Шевченко и Краснопресненской. На данном участке представлена, в том числе, существующая жилая застройка, имеющая охранный статус и подлежащая сохранению. В части ММДЦ практически все планировочные решения уже приняты, наибольшей реструктуризации могут быть подвержены территории завода им. Казакова и предприятия «Фили кровля». Одна из ключевых задач по этому участку - организация транспортной связи ММДЦ с Кутузовским проспектом, а также возможное формирование на противоположной набережной некой зеленой территории.

Отдельно финалистам были представлены рекомендации резидентов данной территории - ОАО «Сити», которые были переданы участникам. В рекомендациях озвучена необходимость обеспечить связь делового центра с рекой - важной частью инфраструктуры. Помимо бизнес-функционала, у Сити есть потребность в развитии общественных пространств, чтобы квартал стал комфортной территорией для всех резидентов и гостей ММДЦ.

Большое внимание необходимо уделить планировочной организации территории прибрежных зон, для которых особенно важно сохранение характеристик рекреационных природных комплексов, защита окружающей среды. При этом необходимо сделать общественные пространства удобными, устранить недостатки транспортной, социальной инфраструктуры прибрежных зон и сделать проекты по обустройству набережных инвестиционно привлекательными.

Третий участок - часть промзоны завода им. Лихачева. Эта территория характеризуется практически полным отсутствием связи с рекой, пешеходных и транспортных путей. В 2013 году был утвержден проект планировки территории ЗиЛа. На данный момент предполагается актуализация проектных решений в центральной части полуострова, в том числе это задача для участников конкурса. Сейчас принято решение спроектировать на участке общественно-жилую часть, предполагается развитие транспортной инфраструктуры в районе Малого кольца МКЖД.