Портал Стройкомплекса: Петр Кудрявцев: «В Москве нужно развивать пассажирские речные перевозки по примеру Парижа, Берлина и Нью-Йорка»
Темы в материале:
Оригинальные концепции «нового будущего» московских набережных представят общественности шесть финалистов конкурса на развитие территорий у Москвы-реки уже через два месяца. В числе участников и компания Citymakers, партнером которой является урбанист и социолог Петр Кудрявцев. На время проведения конкурса компания объединилась в консорциум с командой из Испании Burgos&garridoarquitectos.
В интервью Порталу Стройкомплекса Петр Кудрявцев рассказал о том, как можно завлечь горожан на набережные зимой, где по Москве-реке можно пустить грузовой речной транспорт, а также о том, какое будущее ждет прибрежные зоны возле бывших промышленных предприятий.
- Вы уже обсуждали с испанскими партнерами концепцию, которую будете реализовывать?
- Самое важное обсуждение у нас началось после ознакомительного семинара 1 октября, когда всем командам провели экскурсию по реке, разъяснили определенные моменты в работе над концепцией.
На мой взгляд, конкурс на развитие территорий Москвы-реки - это большая градостроительная задача, которая может быть решена большим количеством самых разных инструментов.
Москва-река - это одна огромная возможность. Любой недостаток, какой бы мы ни назвали, может превратиться в преимущество. Например, все говорят о том, что набережные полностью отданы автомобильному транспорту. Конечно, это определенное неудобство для пешеходов, но с другой стороны во многих районах Москвы набережная - это единственная эффективная транспортная связь между соседними районами. Если двигаться вдоль Москвы-реки на юго-восток, мы увидим, что в этой части города расстояние между станциями метро очень большое, при этом общественный транспорт развит не столь хорошо, как хотелось бы. Поэтому люди отсюда чаще ездят на работу в центр города на личных автомобилях.
Нужно отметить, что у реки есть огромный потенциал и с точки зрения рекреации (рекреация - комплекс оздоровительных мероприятий для восстановления нормального самочувствия и работоспособности утомленного человека. - Ред.), и с точки зрения развития пешеходной зоны. И этот потенциал, несомненно, надо раскрывать.
Очень интересно будет проработать проекты зданий с новыми функциями, которые могут появиться на набережных реки. Нужно понять, что именно подходит для Москвы-реки: можно ли здесь заниматься бизнесом, и если да, то каким, может ли на берегах располагаться производство, какие рекреационные зоны здесь можно создать, на каких территориях нужно строить транспортную инфраструктуру и так далее. Кроме того, необходимо определить, какие площадки на прибрежных территориях могли бы стать зонами консервации, где запрещено любое строительство. Например, это касается площадок, где расположены памятники архитектуры или лесопарки.
- Стоит ли, на Ваш взгляд, организовывать пассажирские речные перевозки по Москве-реке, есть ли в мире удачные примеры таких перевозок?
![]() |
- Если мы возьмем в расчет реки крупнейших мегаполисов - например, Сену в Париже, Шпрее в Берлине, Гудзон на Манхеттене в Нью-Йорке или озеро в Чикаго, то пассажирские речные перевозки там вполне логичны и очень востребованы, поскольку транспортная проблема сейчас актуальна для любого мегаполиса. Москва-река в этом плане используется максимум процентов на десять, поэтому варианты с пассажирскими перевозками, на мой взгляд, необходимо рассматривать.
Что касается грузовых перевозок по реке, то надо понимать, что в центральной части города есть зоны туристические, есть зоны всемирного наследия ЮНЕСКО - это и Кремль, и район Новодевичьего монастыря. Понятно, что большегрузы там ходить не могут. Но когда мы говорим про юг или север Москвы-реки, на берегах которой работают крупные строительные площадки, развивается высокотехнологичное, экологически чистое производство, то доставка крупных грузов туда просто необходима. В этом случае, я думаю, река может использоваться как транспортная артерия.
- Известно, что в техническое задание конкурса были включены три площадки, для которых нужно разработать детальные проектные предложения. В их числе и часть промзоны завода имени Лихачева (ЗиЛ). Как Вам видится будущее таких промышленных территорий на реке?
- Логично предположить, что набережные бывших промзон будут развиваться как рекреационные. При разработке своей концепции мы будем смотреть, каким образом можно связать эти набережные с центром города с точки зрения транспорта. Это немаловажный момент. Если говорить про площадку ЗиЛа, то эта территория сродни небольшому городу. Поэтому здесь мы будем рассматривать все сценарии возможного развития, особенно с точки зрения набережных. Я абсолютно убежден, что они здесь могут быть многоуровневые.
- Расскажите о проектах, уже реализованных вашим консорциумом.
- Самый яркий проект наших партнеров, компании Burgos&garridoarquitectos, - «Мадрид Рио». Это совершенно уникальный парк длиной восемь километров в Мадриде. Он был создан благодаря очень смелому решению, когда большая часть транспортной магистрали была заключена в тоннель. А на поверхности в результате появилась «зеленая зона».
|
Парк «Мадрид Рио»: до и после. |
Наша компания Citymakers занимается рекой Яузой, где мы реализуем проект «Арт-квартал». Это преобразование 100 гектаров земли в Москве в район для жизни и работы творческих людей. В этом проекте мы активно занимаемся набережными. Сейчас Яуза, как и Москва-река, используется только как транспортная артерия, а нам хотелось бы превратить ее в более гуманную территорию, отвечающую интересам москвичей, - с пешеходными маршрутами, велосипедными дорожками. Мы работаем также над тем, как можно использовать исторический шлюз.
- Многие эксперты конкурса говорили о том, что территория реки должна быть привлекательной для горожан. Что нужно сделать для того, чтобы жителям нравилось проводить время на набережных?
- На самом деле москвичи очень быстро привыкают к хорошему. Поэтому если мы сейчас посмотрим, к примеру, на обновленную Крымскую набережную, то увидим, что огромное количество людей проводит там время не только в выходные, но и в будние дни. Для того чтобы превратить набережную в популярное место, совершенно не нужны невероятно большие инвестиции, иногда достаточно просто привести эти территории в порядок и придумать какую-то программу. То есть мы должны не просто правильно спроектировать набережные и построить там что-либо, но и объяснить, почему это будет интересно москвичам.
- Из-за климатических условий горожане вряд ли станут проводить время на набережных зимой. Или у Вас есть какой-то рецепт, как привлечь их туда?
- Многие набережные сейчас традиционно используются для занятий спортом. Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы то же самое происходило зимой. Это могут быть, например, беговые лыжи, которые очень популярны в Москве.
Кроме того, зимой на набережных можно организовывать фестивали и ярмарки, установив на это время павильоны, где можно выпить чаю и согреться. Причем это будет актуально и в межсезонье, когда на улице серое небо, падает мокрый снег, дует пронизывающий ветер. Именно это время в Москве самое сложное, такая погода в столице наблюдается 4 - 5 месяцев в году.
Придумать, какое общественное пространство подойдет для такого времени года - это вызов не только для нашей команды, но и для всех участников этого конкурса.
Алена Терновая, собственный корреспондент

