timelapse

Метро идет на север

Темы в материале

Метро является одним из самых эффективных способов «разгрузки» улично-дорожной сети города. Для решения транспортных проблем столичное правительство весной 2012 года утвердило масштабную программу строительства метрополитена: к 2020 году протяженность линий должна увеличиться в 1,5 раза. Строителям предстоит гигантская работа - проложить 162 км новых линий и построить 78 станций.

На севере Москвы ведется строительство одного из самых протяженных участков столичного метро - 10-километрового отрезка Люблинско-Дмитровской линии (салатовая ветка). Открытия северного участка этой линии ждут полмиллиона жителей Северного и Северо-Восточного административных округов, которые живут в пешей доступности от строящихся станций, но пока вынуждены добираться до ближайшего метро на общественном транспорте. Путь из некоторых районов длится до 40 минут. С открытием новых станций люди будут значительно экономить время.

Где пересекутся салатовая и серая ветки


План-схема расположения станции «Петровско-Разумовская».

Стоит отметить, что несколько лет назад Люблинско-Дмитровская линия уже была продлена - на юг. Строительство участка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» было завершено в 2011 году. Но работы на салатовой ветке продолжились: в прошлом году метростроители соорудили второй вестибюль действующей станции «Марьина роща», а также досрочно завершили реконструкцию электродепо «Печатники».


Стройплощадка станции «Петровско-Разумовская».

Сегодня на северном участке Люблинско-Дмитровской ветки метро ведется строительство шести станций: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская», а также электродепо «Лихоборы», в котором будут обслуживать подвижной состав линии.

Одной из самых востребованных станций у пассажиров салатовой ветки станет «Петровско-Разумовская», которая в перспективе войдет в состав крупнейшего транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в Москве. Здесь пересекутся салатовая и серая (Серпуховско-Тимирязевская) ветки метро, а также Октябрьское и Савеловское направления железной дороги. Однако это не единственная особенность будущей станции.


Строители готовятся к спуску в шахту в специальной клети.

«Петровско-Разумовская» станет «второй половиной» одноименной станции серой ветки московского метро, а пересадка с одной ветки на другую будет организована по типу кросс-платформы. Для того чтобы совершить пересадку, достаточно будет перейти на противоположную сторону.

Аналогичный пересадочный узел уже есть в московском метро - это станции «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий. Подобно им, салатовая «Петровско-Разумовская» будет иметь один общий вестибюль с действующей станцией и отдельный вестибюль.

В пересадочном узле обе платформы запроектированы параллельно друг другу, на каждую из них будут прибывать поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении - в сторону центра или в сторону области.

Построенная в 1990-х годах

Мало кто знает, что уже в начале 1990-х годов при строительстве станции «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии на глубине порядка 60 метров закладывались основные конструкции одноименной станции Люблинско-Дмитровской линии. В итоге станция на серой ветке была открыта 1 марта 1991 года в преддверии Международного женского дня, а строительство второй «Петровско-Разумовской» было отложено из-за нехватки средств: в стране начались перестроечные времена.

С 1993 по 2009 год на объекте велись только поддерживающие работы: принудительная вентиляция и водоотведение. В 2009 году станцию и подходные выработки (специальные тоннели, которые после завершения строительства будут залиты бетоном) обследовали специалисты Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. В.А. Кучеренко, рекомендовавшие провести противоаварийные работы. Возобновилось строительство только в середине 2011 года, после того как в течение двух лет строители выполнили ряд противоаварийных мероприятий.

На «Петровско-Разумовской» работы планируется закончить раньше, чем на других шести станциях. «Наш объект в основных конструкциях сделан, а другие участки создаются с нуля, при том что во многих местах очень сложные водонасыщенные грунты», - объяснил корреспонденту Портала Стройкомплекса Александр Почуев, заместитель начальника отдела техники безопасности СМУ-5 «Мосметростроя» (компании-подрядчика).

Сложности на стройке


Строительство перегонного тоннеля на «Петровско-Разумовской».

Строительство перегонного тоннеля.

Однако именно благодаря сооруженным в прошлом станционным конструкциям метростроители получили и определенные сложности. Как пояснил Александр Почуев, две параллельные станции подобного типа должны в идеале сооружаться параллельно. Поскольку теперь серая ветка действует, строители не могут вести буроразрывные работы (как на подобных станциях глубокого заложения), разрабатывать грунты строителям приходится вручную с применением средств малой механизации (отбойных молотков и станков кернового бурения). Это необходимо для того, чтобы исключить просадку действующей станции, состояние которой фиксируют специально установленные датчики.

Например, даже сооружать лестничные переходы, для которых огородят два проема в смежной стене двух станций, метростроителям придется в так называемые «ночные окна» - время приблизительно с одного часа ночи до пяти утра, когда работа метрополитена остановлена.


Подходная выработка.

Вагонетки для вывоза грунта из забоя.

На строительстве «Петровско-Разумовской» заняты 700 человек, которые ведут работы круглосуточно в три смены по восемь часов. В течение двух месяцев планируется закончить проходку эскалаторного тоннеля в одном из будущих вестибюлей и приступить к отделке станционного комплекса. После того как работы на этой станции будут завершены, метростроителей отправят на другие участки Люблинско-Дмитровской линии.

Открытие второй «Петровско-Разумовской» станции даст возможность оптимизировать пассажиропотоки метрополитена и разгрузить северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии. В целом же, только по предварительным подсчетам, в утренние и вечерние часы пик новой станцией будут пользоваться более 19 тысяч человек в час, за сутки же количество пассажиров составит порядка 135 тысяч человек.