Метро на миллион: как число жителей влияет на развитие подземки в мегаполисах
Московский метрополитен известен во всем мире своей красотой и величием. Некоторые туристы приезжают в столицу специально для того, чтобы полюбоваться ее подземными «дворцами» с мраморными колоннами и хрустальными люстрами, кинуть монетку по арке на «Маяковской», потереть нос бронзовой собаке на «Площади Революции».
Но во всех ли крупных городах метро – необходимость? Или оно нужно только в миллионниках? Есть ли критерии, которые определяют целесообразность строительства подземки?
Историк Александр Попов (Russos) на онлайн-лекции Института Генплана «Нужно ли городу метро?» рассказал о городах России, в которых есть метрополитен, о том, как подземка влияет на городское развитие, почему в одних городах метро развивается и является самым востребованным видом транспорта, а в других приносит убытки.
Московский метрополитен
Как отметил Александр Попов, любой крупный инфраструктурный проект дает импульс развитию всей экономики. Ведь для того, чтобы построить метро, нужны самые разные материалы.
История развития метрополитена в столице насчитывает почти 90 лет. Его строила, по сути, вся страна. Метро органично вплетено в ткань городской жизни. Ширится мегаполис, и все дальше простираются ветки московской подземки.
Сегодня метро Москвы – это 263 действующие станции и 22 электродепо для обслуживания поездов. С 2011 года в Москве построили и реконструировали 238,2 км линий, 114 станций метро. Годовой пассажиропоток столичной подземки превышает 2,5 млрд человек.
Одним из главных событий последних лет стал ввод Большой кольцевой линии метро. Это крупнейший проект метростроения России и мира, БКЛ построили за 10 лет.
Длина самого протяженного метрокольца в мире – 70 км, здесь расположена 31 станция. БКЛ обслуживают три электродепо.
Именно в Москве метро (впервые в России!) пришло в аэропорт: 6 сентября 2023 года открылся участок Солнцевской линии длиной 4,9 км с двумя станциями – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково».
«Мы проделали колоссальную работу. Завершено строительство одной из самых протяженных линий метро – Солнцевской ветки от «Делового центра» до «Аэропорта Внуково». Для этого пришлось пройти 70 км тоннелей. Сегодня запускаем последние две станции – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Теперь от «Делового центра» до одного из крупнейших аэропортов нашей страны – 40 минут. Это уникальная ветка, которая соединяет центр города и действующий аэропорт», – сказал Сергей Собянин на церемонии открытия участка.
Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, с 2011 года протяженность столичной подземки выросла почти в два раза.
«Темпы строительства метро снижаться не будут: в ближайшие 10 лет планируется построить 39 станций метро», – сказал Андрей Бочкарёв.
Так, только в 2024 году власти столицы намерены достроить 11 станций Троицкой линии метро – на участке от «ЗИЛа» до «Коммунарки», а также станцию «Потапово», которая станет конечной для Сокольнической линии.
В каких еще городах России есть метро?
В России сегодня насчитывается 16 городов – миллионников. Лидируют по числу жителей Москва (более 13 млн человек) и Санкт-Петербург (5,6 млн). Более 1,5 млн человек проживает в Новосибирске и Екатеринбурге.
Во всех этих городах есть метро. А также своей подземкой могут похвастаться Казань, Нижний Новгород и Самара. Насколько эффективен там этот вид транспорта?
Нижегородское метро заработало 20 ноября 1985 года, Новосибирское – 7 января 1986 года, Самарское – 26 декабря 1987 года, а Екатеринбургское – 27 апреля 1991 года. Казанская подземка открылась уже в современной России – 27 августа 2005 года.
Как проекты метро в этих городах были реализованы?
В Москве численность населения уже в 1931 году достигала 2,8 млн человек, а в 1936-м (когда уже было введено метро) превысила 3,6 млн. В Санкт-Петербурге (тогда – Ленинград) метро открылось 15 ноября 1955 года, когда в городе проживало почти 2,8 млн человек.
В обоих городах запуск движения под землей стал необходимой мерой: наземные виды транспорта не справлялись со своими задачами в условиях бурного роста населения. Например, в Москве в 1935 году (еще до открытия метро) было зафиксировано огромное количество дорожных пробок.
Отсюда можно сделать вывод, что, если население города превышает 2,5 млн, а тем более приближается к отметке в 3 млн, без создания метро транспортные проблемы разрешить невозможно.
Однако помимо удобства, скорости и прочих очевидных плюсов для пассажиров, у проектов метро есть и «недостатки»: огромная стоимость строительства, эксплуатации и обслуживания. Поэтому этот вид транспорта во многих даже крупных и богатых городах развивается так медленно.
Взять, например, Нижний Новгород. Здесь проживает более 1,2 млн человек. Однако с 1985 года в городе функционирует всего две линии – Автозаводская и Сормовско-Мещерская. На них расположено 15 станций: 14 мелкого заложения и одна наземная крытая – «Буревестник».
Длина линий составляет 22,2 км. Обе ветки пока обслуживаются единственным электродепо – ТЧ-1 (тяговая часть-1) «Пролетарское», но в перспективе возведут еще второе депо для поездов Сормовско-Мещерской линии – ТЧ-2 «Сормово» и третье – ТЧ-3 «Мыза» – для перспективной Нагорной линии.
Кстати, продление Автозаводской линии нижегородского метрополитена ведется за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита, выделение которого Нижегородскому региону было одобрено в 2021 году в ходе заседания правительственной комиссии по региональному развитию под руководством заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина.
Ожидается, что длина нового участка составит порядка 3 км, поезда по нему планируется запустить до конца 2025 года.
Помимо продления Автозаводской линии, ведется развитие второй – Мещерско-Сормовской – ветки нижегородского метрополитена. Оба проекта реализует ГК «Моспроект-3».
Также Группа компаний «Моспроект-3» по программе «Инфраструктурное меню» реализует уникальные транспортные проекты по строительству метро в Красноярске и метротрама в Челябинске с интеграцией общественного электротранспорта в единый транспортный каркас. В этих городах, в каждом из которых проживает почти 1,2 млн человек, метро откроют в 2025 году.
В Красноярске это будет подземный скоростной трамвай. Первый этап линии красноярского метротрамвая длиной 10,8 км включит две наземные и четыре подземные станции. Часть работ по строительству нового рельсового скоростного транспортного комплекса в Красноярске группа компаний «Моспроект-3» выполнит совместно с субподрядной строительной организацией АО «БТС-Мост». Согласована проектная документация по подготовке территории строительства станции «Площадь Революции» на участке работ по ул. Карла Маркса.
В Челябинске строящаяся система будет представлять собой легкорельсовый транспорт с подземными участками. По поручению президента Владимира Путина строительство первой линии челябинского метро «Север – Юг» должно завершиться в 2026 году. По линии «Север – Юг» определены наземные площадки: ул. Овчинникова, пр. Победы, ул. Косарева и Каслинская. Параллельно разрабатывается экономическое обоснование ветки «Запад – Восток».
Метрополитен в Самаре (где проживает более 1,1 млн человек) прозвали «детской подземной железной дорогой», отметил Александр Попов.
Дело в том, что место для его строительства выбрали не самое удачное – в центре города. Первая линия Самарского метрополитена (и пока единственная) не связывала жилые и промышленные районы, и большинство жителей не знало о ней даже на момент открытия. Всего в Самарском метрополитене 10 станций: девять подземных, мелкого заложения, и одна – наземная.
От правильности выбора площадок строительства и трассировки линий зависит очень многое. Например, пассажиропоток Екатеринбургского метрополитена значительно возрос именно после того, как была запущена «Геологическая» (седьмая станция), что позволило связать крупные транспортные узлы и районы с большим количеством населения.
А вот в городе-миллионнике Омске ситуация печальная: строительство, начатое в 1992 году, так и не было завершено, система метрополитена законсервирована.
Также туманна ситуация с проектировавшейся ранее системой подземки в Перми: первый официальный план Пермского метро был опубликован в 1982 году. Однако воз и ныне там.
В Ростове-на-Дону (население – более 1,1 млн человек) также планировалось возведение метро еще с 1980-х, но в итоге здесь отдали предпочтение трамвайной системе.
Каким городам нужно метро, а каким – нет
В крупнейших мегаполисах с населением более 2,5 млн человек метро жизненно необходимо. Без него крупный город не сможет полноценно функционировать и застрянет в пробках. Но, например, даже в Ленинграде ушло значительное время от начала проектирования до открытия метро – планам мешали многие факторы, а также Великая Отечественная война. Кроме того, и другие средства транспорта также должны постоянно модернизироваться и улучшаться.
Что касается Москвы, здесь бурно развиваются не только метрополитен, но и наземное метро: запущены Московское центральное кольцо, четыре Московских центральных диаметра и даже речной пассажирский транспорт.
Как считает эксперт, в городах с населением более 1 млн человек (но менее 2 млн), строительство метро не всегда выгодно с экономической точки зрения.
Сооружение подземки должно соответствовать многим требованиям. В частности, метро должно быть удачно расположено и связывать крупные жилые и промышленные районы, то есть – быть нужным людям и обеспечивать необходимый пассажиропоток. В любом случае, нужно учитывать колоссальные затраты и стоимость, и то, насколько они смогут окупиться в результате реализации проекта.
Примеры многих городов показывают, что зачастую лучше сконцентрироваться на создании развитых и современных сетей общественного транспорта: трамвая, выделенных полос для автобусов и других видов транспорта.




