Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Мир через полвека: как изменятся города после пандемии и что ждет нас в ближайшие десятилетия

Темы в материале

Опираясь на работу Академика Андрея Сахарова «Мир через полвека», опубликованную в американском журнале Saturday Review, российский футуролог, экономист и технологический инвестор Кирилл Игнатьев представил свою версию мира будущего.

По его мнению, зеленые зоны городов сольются в единую среду, общественный транспорт поднимется с земли и пойдет по «воздушным коридорам», а рынок услуг будет обслуживать не реальных людей, а их цифровые образы.

Предсказания академика Сахарова

В 1974 году в нью-йоркском журнале Saturday Review вышла статья академика Андрея Сахарова, посвященная прогнозам судьбы мира через 50 лет – то есть на нынешние 2020-е годы. Уже тогда он предсказал создание Интернета – «всемирной информационной системы» (ВИС), с помощью которой можно будет узнать содержание любой книги или статьи, когда-либо и где-либо опубликованной, получить любую справку не выходя из дома, связаться с любым человеком по видеосвязи и многое другое. В отличие от телевизора, который был главным источником информации для современников академика, ВИС предоставлял бы каждому максимальную свободу в выборе информации.

Среди других предсказаний – разделение мира на два типа территорий («Рабочая территория» и «Заповедная территория»). На первой люди проводят большую часть времени, ведется интенсивное сельское хозяйство, природа полностью преобразована для практических нужд, там сосредоточена вся промышленность с гигантскими автоматическими и полуавтоматическими заводами. Вторая же предназначена для поддержания природного равновесия на Земле, отдыха людей и активного восстановления гармонии в самом человеке.

Академик отметил рост населения, истощение природных ресурсов и серьезное нарушение природного равновесия и среды обитания человека как факторы, которые определят облик мира в ближайшие десятилетия. Сегодня мы столкнулись с эпидемиологической катастрофой – пандемией – и это также неизбежно приведет к трансформации мира вокруг нас.

Развитие городов в ближайшие 50 лет

Основываясь на прогнозе технологического мира по Сахарову, Кирилл Игнатьев обрисовал модель теперь уже постцифрового мира. По его словам, цифровой диалог между людьми и окружающей средой при участии искусственного интеллекта станет такой же нормальной и привычной инфраструктурой, какой когда-то стали скоростной транспорт и сети связи.

Кроме того, стандарты социальной дистанции все чаще начнут применять в архитектуре и дизайне, так как нынешняя проблема, связанная с вирусом, никуда не исчезнет, а лишь преобразуется. Архитекторы, дизайнеры и проектировщики будут добровольно, без каких-либо регламентов, применять нормы по социальному дистанцированию при проектировании зданий.

К примеру, один из трендов, который уже набирает обороты, – это снижение численности сотрудников, находящихся в офисе. Пространство между рабочими местами становится больше, возводятся перегородки, перестраивается график работы: например, часть сотрудников приходит в офис в одни дни недели, а часть работает из дома, и наоборот.

 

Кроме того, количество коворкингов начнет преобладать над офисами, в связи с чем собственникам офисных зданий придется пересмотреть их назначение.

Что касается прогнозов на более высоком уровне – городской среды  то зеленые зоны мегаполисов объединятся в непрерывные пешеходные и велосипедные маршруты. В 2020-е годы само понятие «зеленых зон» сильно изменится. Если раньше это были парки и скверы, то сегодня они связаны между собой пешеходными и велодорожками.

В будущем они будут соединяться через промышленные территории, которые раньше «открывались» и перестраивались только для многоэтажной застройки в рамках редевелопмента. В таких местах появятся точки ритейла и кафе, они станут доступны для людей на малом электрическом транспорте – электросамокатах, велосипедах и моноколесах и других, еще не изобретенных.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #8
Реорганизация промзон
  • застройка промзон
  • промзоны
Реорганизация промзон

Промышленные зоны, которые планируется реорганизовать, – это заброшенные территории, которые уже давно не используются по назначению. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. 

В Москве насчитывается 196 производственных и промышленных зон. Их предлагается использовать в интересах горожан и развития экономики.

 

Назад

Реорганизация промзон дает возможность обеспечить горожан дополнительно жильем, рабочими местами, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками.

Москва не просто использует промзоны для градостроительного развития, но и меняет функционал некоторых предприятий, ориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

Назад

В основе работы с промзонами лежит правильная организация функционального зонирования территории. Для создания качественной городской среды специалисты Стройкомплекса предусматривают в составе проекта полноценный инфраструктурный каркас, включающий транспортное развитие, общественные и зеленые зоны, социальные объекты.

Назад

Сейчас ведутся работы по редевелопменту порядка 50 промзон, включая:

В реорганизуемых промзонах за десять лет введено 890 объектов капитального строительства общей площадью 27,7 млн кв. метров. Из них 355 объектов – это жилье. Также построили 74 социальных объектов, 461 здание административно-делового, коммунально-складского и промышленно-производственного назначения.

Назад

Интересные и удобные общественные пространства объединяют людей и создают новый комфортный климат. Например, в промзоне «Варшавское шоссе» на юге столицы помимо жилой застройки планируется разместить офисный центр, физкультурно-оздоровительный и развлекательный комплексы. Кроме того, выделены участки под открытые площадки для игр в волейбол и баскетбол, скейтпарк, скалодром и теннисные корты.

Еще один важный аспект редевелопмента промзон – восстановление прежних и создание новых природных озелененных территорий общего пользования, образующих природный каркас.

Например, на всем протяжении бульвара в промзоне «Грайвороново» на юго-востоке столицы высадят около тысячи кустарников и деревьев. Бульвар станет точкой притяжения жителей нового района, общественным пространством, где жители смогут встречаться, гулять и проводить досуг.

Еще больше проектов реоганизации промзон — в разделе «Редевелопмент промзон».

Назад

Сегодня один из примеров «зеленого» города – итальянская столица шопинга Милан. К 2030 году власти города планируют высадить там 3 миллиона деревьев в рамках борьбы с глобальным потеплением и с целью улучшения качества жизни горожан.

Помимо этого, в 2018 году на месте площади миланского бизнес-квартала открылся парк «Библиотека деревьев» – Parco Biblioteca degli Alberi, в котором насчитываются тысячи разных видов растений. Таким образом, озелененное пространство площадью 3,5 тыс. кв. метров в самом центре города возвращает природе то, что годами отнимал у нее холодный бетон, а жители наслаждаются живописным местом отдыха.

 

 

Как и в случае с зелеными зонами, большинство городских набережных в мегаполисах мира также станут доступны для сквозного пешеходного движения. Ключевым фактором здесь является вид на воду – он станет актуальнее и ценнее, чем сегодня, и перейдет в разряд трендов.

Сегодня попытки вернуть набережную жителям города предпринимаются во многих городах. Один из ярких примеров – Нью-Йорк, где вдоль всей автомагистрали имени Франклина Делано-Рузвельта создается прогулочная зона шириной около 12 метров. Она будет готова к 2022 году в рамках проекта East Midtown Greenway – жители получат около 6 тыс. кв. метров зеленого прогулочного пространства. Более того, этот проект является частью глобальных планов с бюджетом в 250 тыс. долларов по закрытию «промежутков» в набережной зоне района Манхэттен.

 

 

В будущем многоканальная капиллярная система внутри города, которая связывает пешеходные и малые мобильные потоки, станет повсеместной и выйдет за пределы зеленых зон и широких тротуаров. Так, в 2030-е годы площадь пешеходных зон в центрах городов-миллионников увеличится в три раза по сравнению с 2020-ми. Город будет не только переходить в формат парка, но и увеличивать количество пешеходных зон.

Когда в 2040-е годы место на городской земле закончится, транспорт поднимется в воздух – на «воздушные улицы». Начнут возникать правила воздушного движения на малых высотах, появится понятие «визуальной экологии» – ради сохранения эстетичности пейзажа траектории маршрутов малого транспорта не будут пересекать природоохранные районы.

 

 

Ограничения коснутся и высотного строительства: в 2050-е годы будет достигнут консенсус по лимиту высотности, так как строительные технологии на тот момент позволят строить здания с любым количеством этажей, и это также необходимо будет регулировать.

Мир поменяется постепенно – об этих прогнозах забудут. Но так же, как это было с предсказаниями академика Сахарова, их когда-то обнаружат и увидят в них смутные очертания новой эпохи, которая на тот момент уже наступит. И окажется, что прошлые поколения были недалеки от истины.

 

Конкурс на проект офиса будущего от «Яндекс»

Александра Копелян