timelapse
Все темы

Мировым столицам по пути

Темы в материале

«Большой Париж» не успевает за темпами развития новой Москвы. Об этом в ходе дискуссии «Большой Париж – Большая Москва. Итоги реализации градостроительных мегапроектов» на Московском урбанистическом форуме заявил бывший министр по вопросам городской политики Франции, а ныне вице-спикер Национального собрания Морис Леруа.

Французские эксперты отметили небывалые темпы развития ТиНАО

Андрей Макарский

«Большой Париж» не успевает за темпами развития Новой Москвы. Об этом в ходе дискуссии «Большой Париж – Большая Москва. Итоги реализации градостроительных мегапроектов» на Московском урбанистическом форуме заявил бывший министр по вопросам городской политики Франции, а ныне вице-спикер Национального собрания Морис Леруа. Мероприятие, организованное Московским центром урбанистики «Город», собрало представителей власти, архитектурного и экспертного сообществ.

Обмен опытом

Проект «Большой Париж», предполагающий развитие ближайших пригородов французской столицы, был разработан 11 лет назад. Население агломерации составляет порядка 7 млн человек. Концепция предполагает активное развитие транспортной инфраструктуры, строительство новых линий метрополитена, соединяющих деловые и жилые кварталы. Также французские власти обновляют ветхий жилой фонд, там была разработана программа, подобная московской программе реновации, отличаются только объемы – в российской столице они больше.

Новая Москва немного младше своего французского собрата. Территории были присоединены 1 июля 2012 года. В результате площадь города увеличилась в 2,4 раза. За прошедшие годы были построены новые жилые районы, социальная инфраструктура – школы, детские сады, больницы, а также дороги и станции метро.

В 2013 году московская делегация посетила Париж, российские чиновники ознакомились с концепцией «Большого Парижа». «Мэр Москвы Сергей Собянин посмотрел на стратегию развития транспорта, как все это увязано синергетически, как создаются деловые кварталы, обеспечивается устойчивое развитие всей территории. Во многом это легло в концепцию развития новой Москвы», – рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. По его словам, при реализации проекта «Большая Москва» власти города активно консультируются с французскими коллегами. У двух городов много общего: оба мегаполиса являются драйверами экономического развития своих стран. «Большой Париж» производит треть внутреннего валового продукта Франции, столько же генерирует для России Москва.

По мнению Владимира Жидкина, уже сегодня можно судить о результатах развития двух агломераций, а также обсуждать тенденции и подходы к решению проблем, общих для Москвы и Парижа. Одна из них – моноцентризм и перегруженность транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры в действующих границах.

Работа на опережение

За шесть лет количество рабочих мест в новой Москве увеличилось почти в три раза и достигло 200 тысяч. За это время возведено 10 млн кв. метров жилья и 3,5 млн кв. метров коммерческой недвижимости. Активно развивается и транспортная инфраструктура. В 2016 году в новую Москву пришла Сокольническая линия подземки с двумя станциями – «Румянцево» и «Саларьево». Вскоре для пассажирского движения откроется участок Калининско-Солнцевской линии до Рассказовки. Также в ближайшие годы построят 700 км дорог и 180 км трамвайных линий.

На новых территориях зарезервировано 20 площадок под технопарки, а также три площадки для появления образовательных кластеров, это повышает привлекательность новой Москвы для жителей. Владимир Жидкин указал в числе основных проблем вопросы квартальной застройки, которые требуют более глубокого погружения и проработки. Также он рассказал, что городские власти работают на перспективу, обеспечивая территории транспортной и инженерной инфраструктурой. Согласно опросам ВЦИОМа, 71% жителей новой Москвы положительно оценивают процессы, происходящие на новых территориях.

Задача новой Москвы – создать достойное качество жизни на неосвоенной территории, которая бы не уступала жизни в старых границах, заявил руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. «У новой Москвы есть колоссальный ресурс по развитию любых инфраструктурных объектов, жилья, созданию рабочих мест. Это является нашим основным ресурсом, основной возможностью построить новый город практически с нуля», – отметил он.

Москва обогнала Париж

Опережающие темпы развития инфраструктуры новой Москвы отмечают и французские эксперты. По словам Мориса Леруа, то же самое делает и французская сторона. «Мы развиваем в Париже большое автоматизированное метро без машиниста, которым очень гордимся», – сказал он. Как рассказал гендиректор директор торгово-промышленной палаты региона Париж – Иль-де-Франс Этьен Гийо, также во французской столице строят новые дороги, расширяют железнодорожную сеть.

При этом у двух мегапроектов есть и различия. «Большой Париж» расширяется во все стороны, а не только в одном направлении, как это произошло в Москве», – отметил Этьен Гийо. Тем не менее Морис Леруа признался, что по развитию новых территорий российская столица уже давно обогнала французскую. «Когда видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, что не успеваем за такими темпами», – подчеркнул он. По его словам, Москве за шесть лет удалось добиться впечатляющих результатов. Наиль Сайфуллин, директор по развитию АО «Мосинж-проект», выразил надежду, что инновационные подходы, реализованные в рамках проекта «Большого Парижа», найдут свое воплощение на территориях новой Москвы.

Grand Paris

План проекта «Большой Париж» (Grand Paris) был предложен 17 сентября 2007 года.

Президент Франции Николя Саркози тогда заявил, что хочет создать новый проект комплексного развития «Большого Парижа», а в качестве главной причины, зачем этот проект нужен, он назвал грядущий коллапс, которого необходимо избежать. В 2008 году прошел конкурс на создание концепции «Большого Парижа», по результатам которого была разработана программа 40-летнего развития города. Важной частью проекта является создание автоматизированных линий метро, соединяющих деловые и жилые районы, в частности Версаль и аэропорт Шарль де Голль, а также пригороды Монфермей и Клиши-су-Буа. Новые линии метро должны иметь вид восьмерки протяженностью 140 км с круглосуточным движением.

Андрей Макарский