timelapse
Все темы

«Большая Москва» и «Большой Париж» учатся друг у друга

Темы в материале

Несколько лет назад, с небольшой разницей во времени, в России и Франции стартовали проекты «Большая Москва» и «Большой Париж».

Моноцентризм и перегруженность обеих столиц привели к необходимости расширения границ городов, чтобы создать новые точки роста и избежать так называемой маятниковой миграции, когда жители периферийных районов едут на работу в центр, а вечером из него.

Шесть лет назад, в июле 2012 года, к Москве была присоединена часть территорий на юго-западе Подмосковья. Проект «Большой Париж» стартовал чуть раньше.

Как развиваются эти города? Каковы первые итоги реализации этих мегапроектов, и по каким направлениям Москва обгоняет Париж? Этому была посвящена одна из дискуссий Московского урбанистического форума (МУФ), который прошел с 17 по 22 июля в парке «Зарядье». В ней приняли участие руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, вице-президент Национального собрания Франции Морис Леруа, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Парижа и Парижского региона Этьен Гийо.

 

Как все начиналось

Франко-российские отношения начались 300 лет назад, когда Петр I впервые побывал во Франции. Они продолжаются и сегодня, в том числе благодаря совместной реализации проектов «Большой Париж» и «Большая Москва». Они стартовали с небольшой разницей во времени.

Впервые о Большом Париже заговорил президент Франции Николя Саркози в июне 2007 года. Он заявил, что комплексное развитие города поможет избежать транспортного коллапса. В 2008 году десять архитектурных команд начали работу над формированием облика французской столицы. В 2010 году Парламент одобрил закон о Большом Париже. Он предполагает создание нового вида транспорта – автоматического метро, длина линий которого превысит 150 км, с 57 новыми вокзалами. Он соединит деловые и жилые кварталы.

Проект «Большая Москва» стартовал в связи с расширением границ столицы 1 июля 2012 года, за счет присоединения земель на юго-западе Подмосковья. В результате площадь города выросла почти в 2,5 раза.

В 2013 году московская делегация посетила Париж. Мэр Москвы Сергей Собянин ознакомился со стратегией развития транспорта, с обеспечением комплексного развития всей территории.

Весной 2013 года экс-министр по вопросам развития Большого Парижа Морис Леруа был назначен советником заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.

 

Цитата
«Я был счастлив посодействовать сближению России и Франции, работая в рамках проекта «Большая Москва» с мэром Москвы Сергеем Собяниным и вице-мэром Маратом Хуснуллиным. Я очень рад, что наши две команды смогли поработать вместе и достичь хороших результатов. Мы смогли обсудить общие проблемы, как и для Большого Парижа, так и для Большой Москвы: это проблема транспорта, городского развития в целом и строительства новых станций метро. Мы разделяем точку зрения насчет этих проектов, как сказал мэр Москвы Сергей Собянин: «главное, чтобы все жители города были в центре этого проекта, в его сердце». Москва входит в пятерку самых развитых мегаполисов мира. И это означает, что проект Сергея Собянина работает, приносит результаты, и он успешен», –
Морис Леруа
вице-президент Национального собрания Франции

 

Общие проблемы

И в Москве, и в Париже проживает порядка 12 млн человек. Треть валового внутреннего продукта России производится Москвой, во Франции – ее столицей. Поэтому экономический рост страны зависит напрямую от экономического роста столицы.

Основные проблемы современных мегаполисов – моноцентризм и перегруженность в действующих границах. Мегапроекты призваны решить эти проблемы, стимулируя экономическое развитие, давая импульс к благоустройству территорий, улучшая структуру городов.

По словам Владимира Жидкина, за шесть лет накоплен большой опыт решения этих вопросов, позволяющий обсудить результаты, тенденции и подходы к решению общих для двух столиц проблем.

Перед двумя городами стоят схожие задачи: создание полицентрической модели развития, увеличение количества рабочих мест на новых территориях, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение жилого пространства, сохранение экологического каркаса.

 

Что уже сделано

За шесть лет в Новой Москве построено более 90 км дорог, открыто две станции метроРумянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии), 10,5 млн кв. м жилья, создано около 200 тыс. рабочих мест.

Полностью сбалансирована инженерная инфраструктура, есть все источники энергоснабжения, выделено 20 площадок под строительство технопарков. До конца 2019 года планируется ввод шести станций метро, а до 2025 – еще 12.

Согласно опросу, 71% жителей новых территорий позитивно оценивают изменения, которые происходят в Новой Москве.

34% жителей «старой» Москвы готовы переехать в Троицкий и Новомосковский округ (ТиНАО). Население новых территорий выросло в 1,5 раза, в основном это молодежь и семьи с детьми.

В Большом Париже также развивается общественный транспорт, железнодорожное сообщение, строятся дороги. Здесь развивается большое автоматизированное метро без машиниста.

 

В чем различия?

Между двумя мегапроектами есть и различия. В Москве границы расширили к юго-востоку, Париж развивается во все стороны. По словам Этьена Гийо, основная идея развития Большого Парижа – связать районы города, не проходя через центр. Для этого планируется строительство кольцевой дороги и железной дороги вокруг столицы Франции.

 

Москва впереди

Темпы развития Большой Москвы опережают Большой Париж. Это отмечают и французские эксперты.

«Мы развиваем большое автоматизированное метро, которым очень гордимся. Но когда видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, что не успеваем за такими темпами», – заявил М. Леруа.

Как отметил Этьен Гийо, «Большому Парижу» есть чему поучиться у российских коллег.

«Вы прекрасно подготовились к проведению Чемпионата мира по футболу-2018. Надеемся достичь необходимых результатов к 2024 году, когда во Франции пройдут Олимпийские игры. Нам нужно реконструировать аэропорт Париж Шарль де Голь и переоборудовать одну из линий метро», – сказал Э. Гийо во время панельной дискуссии.

Как отметил Владимир Жидкин, при этом цель сотрудничества двух мировых столиц – не конкуренция.

«Мы подпитываемся идеями друг друга, обмениваемся опытом. Как показывают результаты последних лет, мы движемся в правильном направлении», – пояснил он.

 

Цитата
«Французская делегация каждый год участвует в Мосурбанфоруме, и все больше поражается, как развивается «Большая Москва». Посмотрите на прекрасный концертный зал, который в этом году принимает форум. В свое время Николя Саркози также открыл зал филармонии, где проводились такие мероприятия, а сегодня в филармонию в Зарядье приезжает президент Путин. Видите сходство? Этот зал расположен в прекрасном парке «Зарядье». Он просто потрясающий, здесь гуляют все поколения, он стал действительно парком москвичей. Магическое место - «Парящий мост». Он напоминает «Мост влюбленных» в Париже, где все фотографируются и делают селфи». Это место притягивает людей. Вскоре этот парк войдет в список достопримечательностей, который должен посетить каждый турист, наравне с Кремлем, храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя», –
Морис Леруа
вице-президент Национального собрания Франции

Стратегию развития Москвы разработают по итогам МУФ

 

Все о развитии Новой Москвы

 

Москва – город мегапроектов 

Информационная служба портала Стройкомплекса