Цифровая экосистема Москвы: суперсервисы и «умные» стройплощадки
Темы в материале:
Москва лидирует в стране по оптимизации и информатизации разрешительных процедур в строительной отрасли. Работа по упрощению оформления документов ведется в столице с 2013 года. Рассказываем, какие онлайн-проекты помогут застройщикам и москвичам упростить процесс подачи и оформления документов, а также сэкономить время.
Какие услуги доступны онлайн
Первые услуги на портале mos.ru стали предоставлять два ведомства Стройкомплекса: Мосгосстройнадзор – по выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и Москомархитектура – по выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
Сегодня на mos.ru в градостроительной сфере заявителям доступны 23 государственные услуги и сервиса, из них 19 предоставляются только в режиме онлайн.
Электронные услуги высоко востребованы инвестиционно-строительным сообществом Москвы. С 2013 года лишь 12% заявок было подано онлайн, а в 2021 году эта цифра составляет уже 95% от всех заявлений. Кроме того, за девять лет москвичи воспользовались услугами в сфере строительства на mos.ru более 711 тыс. раз, из них 120 тыс. заявок подано в этом году.
Наиболее востребованные услуги у пользователей:
- оформление ордеров на земляные работы, установку временных ограждений и размещение временных объектов;
- оформление и закрытие порубочного билета;
- направление уведомлений о проведении земляных работ;
- предоставление технического заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений.
По словам руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкина, работа по переводу услуг в строительной сфере в электронный вид ведется по поручению мэра столицы Сергея Собянина. Цифровизация госуслуг – одна из форм снижения административных барьеров, позволяющая экономить время и средства, а также препятствует коррупции в строительстве.
Кроме того, в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции получение госуслуг онлайн – профилактическая мера. Количество таких услуг в столице постоянно увеличивается, а сроки предоставления – сокращаются.
Кроме того, на mos.ru можно воспользоваться услугами ресурсоснабжающих организаций (РСО) по подключению ко всем видам инженерных сетей. С конца 2018 года и по настоящее время через портал подано и рассмотрено более 23 тыс. заявок на подключение к инженерным сетям.
Для сокращения количества запрашиваемых у заявителей документов сетевые организации подключены к системе межведомственного взаимодействия, которая позволяет получать имеющиеся у органов власти документы. В отношении всех переведенных в электронный вид услуг сетевых организаций утверждены и размещены в открытом доступе:
- регламенты предоставления услуг, устанавливающие последовательность и сроки выполнения процедур;
- перечень документов и оснований для отказа в предоставлении услуги;
- сроки и порядок выдачи актов о технологическом подключении.
Также застройщикам предоставлена возможность при получении услуг дистанционно досылать недостающие документы, подписывать электронной подписью договоры и акты о подключении, отслеживать ход оказания услуги и в режиме реального времени получать результаты услуг в личном кабинете на mos.ru.
Кроме того, Департамент градостроительной политики Москвы проводит обучающие семинары по теме «Получение услуг сетевых организаций по подключению к инженерным сетям через портал mos.ru».
Новые возможности
Цифровизация строительства становится главным драйвером восстановления экономики не только Москвы, но и России в целом. Работа столичных властей по переводу практически всех государственных услуг этой отрасли в электронный вид, создание многочисленных сервисов для застройщиков помогли избежать негативных последствий от ограничений, связанных с COVID-19.
На протяжении нескольких лет Стройкомплекс Москвы создает электронные сервисы, среди них:
С их помощью можно получить информацию о градостроительной и разрешительной документации, о последовательности прохождения процедур, о деятельности правительства Москвы по снижению административных барьеров в строительной отрасли.
Для оперативного взаимодействия с застройщиками и жителями города по вопросам осуществления градостроительной деятельности создан Единый контактный центр Стройкомплекса – справочно-консультационная служба, в которой житель столицы или представитель строительной организации могут получить актуальную информацию. При подготовке ответов используется «База знаний» – ресурс, содержащий более 1600 статей с ответами на часто задаваемые вопросы.
Также в целях повышения эффективности работы сервиса по подключению объектов капитального строительства к инженерным сетям планируется перевести в электронный вид услуги РСО по выдаче актов о выполнении технических условий. После этого прохождение всех этапов технологического присоединения к этим сетям будет в режиме онлайн.
«Умная» строительная площадка
Одно из важных направлений цифровизации строительной отрасли – «умная» строительная площадка. Ее создают Комплекс градостроительной политики и строительства совместно с Департаментом информационных технологий Москвы.
«Умная» строительная площадка предполагает применение современных информационных технологий для мониторинга хода строительства, в том числе:
- внедрение системы контроля за работой сотрудников на строительной площадке;
- создание цифрового паспорта строителя с указанием всех допусков, сертификатов и лицензий;
- оборудование строительной техники системами контроля применяемых материалов;
- внедрение технологий сквозной идентификации строительных материалов и отдельных конструкций заводского изготовления;
- мониторинг процесса строительства посредством беспилотных летательных аппаратов и систем видеонаблюдения;
- цифровой контроль процесса обращения отходов строительства и сноса.
Цифровое дублирование
Одним из нововведений в строительной сфере стал совместный проект Департамента градостроительной политики Москвы, столичного Департамента информационных технологий и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» по апробации технологии цифрового дублирования деятельности работников.
В первую очередь проект ориентирован на застройщиков и органы исполнительной власти, которые смогут получить наглядную, достоверную и оперативную информацию о деятельности работников на производственных объектах.
Внедрение технологии повысит эффективность управления производственными процессами на стройплощадках. Идентификация действий работников позволит предупреждать несчастные случаи на производстве и сократить на 30% потенциальные риски в области нарушения правил безопасности и охраны труда. Смарт-система построит легко интерпретируемую и наглядную визуализацию производственной обстановки на объектах в виде «цифровых двойников» работников.
Суперсервис по программе реновации
Суперсервис «Помощь при переезде в рамках программы реновации» – это комплексный проект, который включает набор инструкций, уведомлений, электронных услуг, связанных единым сценарием переселения жителя по реновации. Благодаря проведенной работе по интеграции ведомственных информационных систем, органы власти, префектуры и организации, обеспечивающие переселение жителей, теперь работают в едином информационном пространстве.
Таким образом, профильные сотрудники префектур, Департамента градостроительной политики Москвы, Департамента городского имущества столицы, ГКУ «Московский центр недвижимости», КП «Управление гражданского строительства» и Фонда реновации могут оперативно получить доступ к данным о жителях и обмениваться сведениями в онлайн-режиме.
Суперсервис по реновации начинался с запуска интерактивной инструкции для жителей на портале mos.ru. Здесь любой желающий может ввести индивидуальные параметры и получить инструкцию по предстоящему переезду, авторизация не требуется. Если участник программы реновации имеет полную учетную запись на портале mos.ru, он может воспользоваться персональной инструкцией.
В ноябре 2020 года Стройкомплекс Москвы, Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы и Департамент информационных технологий города расширили возможности сервиса, и теперь все участники программы реновации, зарегистрированные на mos.ru, получают электронные уведомления об этапах переселения в личном кабинете, на адрес электронной почты и по СМС.
В перечень получаемых жителями электронных уведомлений входят:
- уведомление о начале переселения;
- письмо с предложением новой квартиры;
- уведомление о необходимости подписания заявления на согласие/отказ после просмотра квартиры;
- уведомление об устраненных строительных дефектах и др.
При этом жителям, которые решили приобрести дополнительные жилые помещения за доплату, также направляются соответствующие уведомления.
Кроме того, в 2021 году в рамках суперсервиса были запущены две онлайн-услуги на портале mos.ru. Услуга «Помощь в организации переезда по программе реновации» позволяет подать заявку на бесплатную помощь грузчиков, которые помогут перевезти вещи в новый дом. Также участники программы реновации могут в электронном виде подать заявку на устранение строительных дефектов.
В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации суперсервис по реновации также поможет избежать большого скопления людей в центрах информирования и сделает процесс переселения более быстрым и комфортным.
Цифровой паспорт объекта капитального строительства
Для развития всех информационных систем Стройкомплекса используется единая технологическая платформа. Реализованные на сегодняшний день компоненты применяются для разработки Цифровой площадки взаимодействия участников строительства – платформенного решения, формирующего единую среду для юридически значимых действий участников строительства и органов власти.
На базе Цифровой площадки будут предоставляться комплексные услуги в строительстве. Застройщик сможет подать единую заявку, которую рассмотрят одновременно несколько органов исполнительной власти для формирования согласованной позиции. В результате уменьшится количество взаимодействий участников строительства и органов власти в ходе реализации строительного проекта, а сроки прохождения административных процедур сократятся в два раза. Также застройщики получат доступ ко всей информации об объекте в одном месте.
Один из ключевых компонентов цифровой площадки взаимодействия – цифровой паспорт объекта капитального строительства, это совокупность всей информации об объекте, включая информационные модели, выданные документы и структурированные сведения из них.
Органы исполнительной власти в автоматизированном режиме смогут формировать непротиворечивую аналитическую отчетность и использовать ее для принятия качественных управленческих решений. Цифровой паспорт – это достоверная аналитика в режиме онлайн того, что и как строится, прогнозирование сроков и инструмент для планирования, а также предупреждение рисков и негативных последствий.
Для участников строительства – это возможность на основании цифрового паспорта сформировать клиентский путь и понять, куда двигаться дальше. Для жителей – получение актуальной информации о ходе строительства.
Цифровой паспорт позволяет осуществлять мониторинг за ходом реализации объектов капитального строительства от стадии проектирования до вовлечения в налоговый оборот. Кроме того, цифровой паспорт – база для предоставления комплексных услуг. Он позволит предоставлять услуги в проактивном режиме и предзаполнять заявления на получение услуг.
Московский строительный каталог
Московский территориальный строительный каталог (МТСК) – открытый ресурс, который является частью Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью и существует в электронном виде с 2014 года.
Основная задача – обеспечение участников инвестиционно-строительной деятельности достоверной, актуальной и полной информацией о продуктах и услугах.
Модернизированный в 2019 году портал МТСК стал для поставщиков новым каналом привлечения клиентов, а для Стройкомплекса – источником актуальной информации о материалах и продукции на рынке и документации по реализованным в столице проектам.
Современные технологии – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Цифровые решения не только упрощают процесс взаимодействия с инстанциями для застройщиков, но и оптимизируют бизнес, помогают строить быстрее. Большинство представителей строительной отрасли отмечают позитивный эффект перевода услуг в онлайн-режим. Выработка единых подходов в вопросе цифровизации строительной сферы позволит безболезненно перейти от управления документами к управлению данными и работе с информационными системами.
Москва лидирует в использовании цифровых технологий
ЕКЦ Стройкомплекса расширил список услуг




















