timelapse

Москва устала от груза

Темы в материале

Горадминистрация намерена избавиться от транзита РЖД

В Москве запустили программу реорганизации грузовых дворов РЖД, расположенных на территории города. На первом этапе товарные станции избавятся от транзитных грузов и сосредоточатся на обслуживании столичных потребителей. Это позволит руководству горадминистрации и монополии выяснить реальную загрузку дворов и определить, какие из них работают эффективно, а какие могут быть перепрофилированы под коммерческую и жилую застройку.

Вопрос реорганизации девяти московских железнодорожных дворов стоит на повестке дня с начала 2000-х годов, когда город начал испытывать острый дефицит земель под застройку. Генеральная схема развития московского железнодорожного узла, принятая в 2008 году, предусматривала вывод из столицы шести дворов РЖД – «Москва-Товарная Рижская», «Москва-Товарная Смоленская», «Москва-Товарная Киевская», «Москва-Товарная Ярославская», «Москва-Товарная Бутырская» и «Москва-Товарная Октябрьская» – с последующим строительством на освободившихся площадках жилья и коммерческой недвижимости. Первые четыре объекта считались приоритетными: проекты планировок кварталов обещали подготовить к концу 2010 года.

На тот момент НИиПИ Генплана оценивал потенциал застройки подлежащих ликвидации грузовых дворов и прилегающих к ним участков промышленных и санитарно-защитных зон от 3 до 5 млн кв. метров недвижимости. Правительство Сергея Собянина договорилось с РЖД, что дворы будут выводиться с территории города поэтапно, по мере создания «грузового каркаса», состоящего из четырех терминально-логистических центров (ТЛЦ). Они должны принять на себя все грузы, поступающие по железной дороге для нужд Москвы (это ТЛЦ «Ховрино», «Люблино», «Кунцево-2» и «Северянин»). Что касается транзитных грузопотоков, то их могли бы принять на себя логистические мощности других регионов – прежде всего Московской и Калужской областей. В среднем доля транзита, обслуживаемого столичным железнодорожным узлом, составляет 45–50%. А, например, на крупнейшем дворе «Павелецкая-Товарная» транзитными являются 65% грузов. Все они потом вывозятся из центра Москвы автомобилями: по оценкам департамента транспорта, в рабочий день с Павелецкой выезжают примерно 600 грузовиков, более 70% – с 12 до 24 часов, что приводит к существенной нагрузке на дорожную сеть центральной части города.

В 2013 году был сформирован план-график вывода товарных станций и подготовлены проекты редевелопмента трех пилотных площадок. В частности, на территории двора «Москва-Рижская» столичные власти хотели бы сохранить около 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала, художественное училище и т.д., озеленить почти 6 га территории и примерно 10 га отдать под развитие транспортной инфраструктуры. На месте снесенных объектов город рассчитывает построить новый жилой квартал и создать места приложения труда (включая объекты социальной инфраструктуры) для 5 тыс. человек. Всего около 500 тыс. кв. метров площадей. Проект планировки территории грузового двора «Москва-Смоленская», подготовленный «Моспроектом-2», включает территорию 35,8 га (в том числе 6,51 га грузового двора). Здесь предлагается разместить инновационный центр общей площадью 95 000 кв. метров (наземная – 75 000 кв. метров), гостиницу и апарт-отель на 400 номеров (30 000 кв. метров) и службу вагонного хозяйства РЖД со сносом ветхих строений (3500 кв. метров). Кроме того, были разработаны планы по строительству на территории товарного двора «Москва-Ярославская» 440 тыс. кв. метров недвижимости. По оценке Knight Frank, застройка «Москвы-Смоленской» может потребовать 3,2–4 млрд руб. инвестиций, «Москвы-Рижской» – 25–30 млрд руб., «Москвы-Ярославской» – 20–25 млрд руб.

Проекты рассматривались на рабочей группе стройкомплекса с участием представителей РЖД. Но монополия настаивает, что для принятия решений по каждому объекту необходимо дождаться завершения строительства всех терминально-логистических центров и провести анализ их эффективности. По графику это случится не раньше 2018 года. Однако в мэрии посчитали, что ждать лишние два-три года не имеет смысла. В конце осени глава департамента транспорта Максим Ликсутов обратился к первому вице-премьеру правительства РФ Игорю Шувалову с просьбой ускорить закрытие первых грузовых дворов. По мнению столичных чиновников, в кризис потребление падает, перевозки снижаются примерно на 30–40% – самое время приступить к реализации намеченных планов.

После трехсторонних переговоров за основу был принят компромиссный вариант: грузовые дворы пока не закрываются, однако полностью переориентируются на обработку грузов, поступающих для нужд столицы. Как известно, Москва ежедневно потребляет более 30 тыс. тонн продовольствия, а также нуждается в большом количестве строительных материалов. Цель проекта «Смарт логистика», который мэрия и РЖД запустят в этом году, – максимально разгрузить улично-дорожную сеть Москвы, переключив транзитный грузопоток с автомобильного транспорта на железнодорожный. Это высвободит мощности товарных станций и поможет монополии и властям принять взвешенное решение о дальнейшей судьбе каждой из них. Ранее глава стройкомплекса Марат Хуснуллин говорил, что одним из вариантов реорганизации грузовых дворов является создание на их месте эффективно работающих транспортно-логистических центров, а освобождающиеся площадки можно будет использовать под перспективную застройку.

Екатерина Шмелева