timelapse

Новые градостроительные принципы дают первые результаты

Темы в материале

С участием Мэра Москвы С. Собянина состоялось заседание коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства, посвященное итогам работы в первом полугодии и основным задачам на второе полугодие 2014 года.

По словам Мэра, стало хорошей традицией в канун Дня строителя подводить итоги работы Градостроительного комплекса Москвы – крупнейшего строительного комплекса не только в России, но и одного из крупнейших в мире.

- От того, как работает ваш комплекс, какие градостроительные решения реализуются, во многом зависят развитие мегаполиса и урбанизация нашего региона в целом, – подчеркнул С. Собянин. – От того, как эти процессы происходят, насколько они сбалансированы и управляемы, зависит экономика не только Москвы, но и всего Центрального федерального округа и в значительной степени всей России. Сегодня во всем мире экономика региона прирастает в первую очередь развитием городов, процессами урбанизации, процессами зарождения новой экономики. И, конечно, на Градостроительном комплексе в связи с этим лежит огромная ответственность за те решения, которые принимаются и реализуются в Москве.

Мэр напомнил, что несколько лет назад в Москве провозгласили новые принципы развития города. Прежде всего это ревизия заключенных контрактов и исключение тех, которые предполагали точечную застройку, перегрузку транспортных коммуникаций, неготовность инженерных сетей и социальной инфраструктуры. За последние годы было отревизировано и отменено контрактов на 25 млн кв. метров – это гигантская сумма.

- Как вы знаете, было много сомнений по этому поводу: как будет развиваться инвестиционный климат в Москве, как будет развиваться строительство, – напомнил Мэр. – Опасения инвесторов и общественности в том плане, что мы остановим в Москве стройку – остановим развитие города, не оправдались. Наоборот, год от года объемы инвестиций в строительство и объемы ввода недвижимости увеличиваются. Если в 2010 году мы начинали с 6,5 млн кв. метров ввода недвижимости, то уже в прошедшем году ввели 8,5 млн, и вполне возможно, что в этом году этот объем будет еще больше.

В Москве отказались не только от точечной застройки, но и приняли решение по полицентричности развития города, которая давала бы возможность более гармоничного и равномерного развития строительства, создания новых рабочих мест и строительства жилья таким образом, чтобы это развитие балансировало существующую городскую территорию. Поэтому уже две трети всего строительства, создания новых рабочих мест происходит за Третьим транспортным кольцом.

По словам Мэра, это говорит о том, что огромные жилые массивы, которые в свое время создавались без достаточных рабочих мест, сегодня восполняются созданием новых офисных центров, новыми рабочими местами и соответствующей социальной инфраструктурой.

- Мы говорили о том, что, уходя от точечной застройки, необходимо развивать новые перспективные территории, – напомнил С. Собянин. – Речь шла и о новой территории Москвы, и о промышленных территориях, которые сегодня зачастую представляют жалкое зрелище.

И вот результат: уже в прошедшем году половина из всех инвестиций, половина всего ввода недвижимости была реализована на новых территориях и в промзонах. Сегодня в Москве принимаются крупные градостроительные решения по развитию тех или иных промышленных территорий.

Градоначальник напомнил и о том, что речь шла об опережающем развитии транспортной инфраструктуры Москвы. И сегодня две трети городских инвестиций вкладываются именно в развитие транспортной инфраструктуры.

Темпы реконструкции и строительства новых дорог достигли 80 километров в год. Ежегодно в Москве возводится около 15 серьезных инженерных сооружений, включая эстакады, развязки и т.д.

По словам С. Собянина, в этом году запущено две крупные магистрали, которые выходят из реконструкции, – это Можайское и Дмитровское шоссе, эстакады на которых по своей протяженности будут самыми большими в Европе. Это мегастройки, которые реализуются в сжатые сроки – полтора-два года максимум. Большинство вылетных магистралей сегодня также находится на реконструкции, и большая часть из них будет закончена уже в этом году.

- Мы занимаемся не только магистралями, но и локальными мероприятиями по улично- дорожной сети, которые составляют около 500 объектов ежегодно, – отметил С. Собянин. – Речь идет и о расширениях, и о локальных связках, и о «карманах» для общественного транспорта, и т.д. – все то, что улучшает движение и транспортную логистику.

Набирает темпы строительства и метрополитен. И ближайшие три года, подчеркнул Мэр, мы видим перспективу ввода порядка 60 километров новых линий. Видим реальные объемы, видим реальную подготовку территорий и реальные километры проходки.

Речь шла и о развитии пригородного сообщения. Сегодня можно отчитаться и по этому направлению, поскольку пригородные электрички уже начали перевозить около 2 млн пассажиров ежедневно – это огромный поток людей.

- Мы видим колоссальную потребность в строительстве новых магистральных железнодорожных путей, в запуске Малого кольца железной дороги, – подчеркнул С. Собянин. – И я благодарю Российские железные дороги, которые совместно с нами реализуют мегапроект развития пригородного железнодорожного сообщения, который позволит увеличить пригородные перевозки до 1 млрд пассажиров в год.

Мэр заметил, что, говоря о крупных проектах, мы не должны забывать и развитие общественных пространств города – реконструкцию и строительство новых парков, пешеходных улиц, площадей и т.д. Это тоже важная часть работы строителей, которая активно развивается в последние годы.

- Все то, что мы начали, и то, что декларировали, мы будем продолжать и в ближайшие годы, – заявил глава города. – В перспективе – строительство недвижимости объемом от 8 до 9 млн кв. метров. Я думаю, что это та динамика строительства, которая вполне приемлема для развития нашего мегаполиса, для того чтобы создавать соответствующий инвестиционный поток и для того чтобы поддерживать рынок недвижимости. Это от 10 до 30 километров линий метро ежегодно, это 70 – 80 километров новых и реконструируемых дорог, это и новые градостроительные решения. Речь идет о создании новой территориальной схемы развития присоединенных территорий и в соответствии с этим о принятии нового Генерального плана Москвы с учетом того, что ее территория увеличилась более чем в два раза.

Это проектирование развязок и дублеров и решение транспортной связанности вокруг МКАД, проектирование и проекты планировок которых находятся сегодня в завершающей стадии. Это позволит не только привести в порядок дорожную сеть, примыкающую к Малому кольцу автодороги, но и даст возможность развития территорий, которые непосредственно прилегают к МКАД. Там огромное количество пустырей, промзон и просто захламленных территорий.

Это развитие территории, ее благоустройство, возможность выхода к воде на всей протяженности Москвы-реки – еще один мегапроект, которым нужно системно заниматься.

Это проекты, связанные со строительством транспортно-пересадочных узлов. Сегодня стартует фаза начала проектирования таких объектов и их строительства. Это, подчеркнул Мэр, тоже мегапроекты, в которые включаются миллионы квадратных метров и транспортной инфраструктуры, и коммерческих объектов, которые сопутствуют этой инфраструктуре.

Это и такие отдельные, но знаковые проекты, как территория ЗИЛа, которая получит свое дальнейшее развитие как комплекс жилищный, рекреационный и производственный. Это парк «Зарядье», это реконструкция «Лужников» и целый ряд других проектов, которые во многом будут задавать тренд развития нашей любимой столицы.

С. Собянин выразил надежду, что московские строители не подведут, поблагодарил их за труд и пожелал успехов.

В круглосуточном режиме Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на заседании коллегии подчеркнул, что главный результат, достигнутый за прошедшие три с половиной года, – это общая положительная динамика в строительстве. Идет постоянный рост, в результате чего уже достигнуто превышение пикового показателя 2007 года. Только за семь месяцев этого года введено 319 объектов капитального строительства и порядка 100 объектов инженерно-транспортной инфра- структуры. Общий ввод – 4 млн 639 тыс. кв. м, что намного выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Если все это выстроить в одну цепочку, то можно дойти до Гренландии, привел образное сравнение заместитель Мэра.

- Фактически 93 процента ввода за семь месяцев – это инвесторские объекты, – отметил Марат Хуснуллин еще одну важную особенность. – Я хочу поблагодарить всех инвесторов за активную работу. Особенно хочу поблагодарить Клуб инвесторов, потому что кроме большого объема ввода они еще и много занимаются работой по реализации частно-государственного партнерства, по взаимоотношениям между городом и инвесторами, по формированию нормативно-правовой базы.

Глава Стройкомплекса поблагодарил и представителей префектур, которые ведут огромную работу с населением, объясняют, подсказывают, убеждают. Именно это позволяет строителям работать в круглосуточном режиме и достигать больших скоростей.

Марат Хуснуллин также обратил внимание, что с начала года выдано разрешений на строительство на 48 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в городе выдано разрешений на строительство на 6386 объектов совокупной площадью почти 41 млн кв. м. То есть на ближайшие пять лет работой строители обеспечены с лихвой.

Сохранять положительную динамику В своем заключительном слове на заседании коллегии С.Собянин сказал о необходимости активного взаимодействия с инвесторами и строителями, для того чтобы иметь возможность и дальше сохранять ту динамику градостроительного развития, которая набрана в Москве сегодня.

Мэр коснулся и сроков строительства, которые достаточно часто обсуждаются и многими представляются как некий барьер для развития отрасли.

- Из тех цифр, которые прозвучали на коллегии, вы видите, что московским строителям можно уже никаких разрешений не получать, а пять лет спокойно строить, – заметил С. Собянин. – Объемы выданных разрешений, объемы принятых градостроительных решений дают возможность спокойно развиваться стройке и инвестициям.

Что касается сроков принятия решений, то Мэр призвал относиться к этому дифференцированно. Есть документы и проекты, которые действительно можно отработать быстро. Но если речь идет о серьезных проектах, которые требуют планировки территории, согласования с жителями, развития инфраструктуры, то спешка здесь неуместна.