timelapse

Новые вывески для старой Москвы

Темы в материале

Город пестрит надписями, не сочетающимися с архитектурным обликом зданий.

О том, что столичными вывесками пора заняться всерьез, городским властям намекнули «свыше». В четверг в центре Москвы со здания на Маросейке упала вывеска обувного магазина. Пострадали три человека, в том числе известный столичный журналист Рамазан Рамазанов (его госпитализировали с переломом ноги). Так что вчерашнее собрание на тему единой архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц и магистралей столицы пришлось весьма кстати.

За эстетическую составляющую распространитель чаще всего ответственности не несет. Хотя во многих европейских странах на размещение городской информации действуют четкие нормы. «В Германии есть стандарты даже на зонтики и стулья, установленные в летних кафе: описано всего несколько видов, которые разрешены, — приводит пример зам. председателя Москомархитектуры Татьяна Гук.

В этом же направлении начала развиваться Москва. «Даже известные мировые логотипы, цветовая символика которых известна каждому, вписаны в архитектурную среду и выполнены в одной цветовой и стилистической гамме с ней», — говорит арт-директор новой концепции Эркен Кагаров.

В рамках пилотного проекта разработаны три свода правил: для 10 кварталов каждого административного округа Москвы, для оформления фасадов торговых центров. Также Москомархитектура создала дополнительную архитектурно-художественную концепцию для 11 центральных улиц: Новый Арбат, Кузнецкий Мост, Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Рождественка, Камергерский и Столешников переулки, Петровка, Большая Дмитровка, Воздвиженка. Специалисты зафиксировали здесь 2175 вывесок, из которых 868 (около 40%) в концепцию никак не вписываются.

Новый дизайн-код предполагает, что вывески должны сочетаться с городской средой, а не перекрывать ее, взаимодействовать, а не конкурировать со зданиями, на которых они размещены. В концепции представлено более десяти типов вывесок: предпочтение отдается отдельно стоящим выпуклым буквам и логотипам без подложки, то есть размещенным непосредственно на плоскости фасада. Такой вариант желателен в целом и обязателен для вывесок, расположенных на объектах культурного наследия и домах, построенных до 1952 года. Здесь габариты информационных конструкций не могут превышать 0,5х0,5 м.

Менее эстетичны, по мнению разработчиков проекта, лайтбоксы (светящиеся коробки с буквами) и вывески с подложкой. Для подложки недопустимы яркие цвета, они должны быть любого темного цвета или цвета здания. Всего проект предполагает более 10 вариантов различных видов вывесок.

Кроме того, фасады исторических зданий нельзя закрывать декоративными панелями, а витрины и окна не должны быть заклеены рекламой: «Посетитель должен видеть, что происходит в магазине, еще не заходя в помещение. Заклеенные витрины выглядят недружелюбно, создают впечатление, что здание заброшено или находится на ремонте», — отметил дизайнер концепции Сергей Стеблина.

При этом каждый предприниматель или организация может на фасаде здания установить только одну вывеску — и не выше линии второго этажа. Ее размер не должен превышать 0,5 м по высоте и 10 м по длине. Если в здании находятся несколько организаций, им придется договариваться и устанавливать общую таблицу с перечнем магазинов.

Согласно новому постановлению № 714 до 1 сентября 2013 года все попадающие в зону действия эксперимента организации должны либо демонтировать вывеску вовсе, либо привести ее в соответствие с новой концепцией. Кроме того, действие пилотного проекта будет распространено на Арбат и Никольскую. Для предпринимателей, чьи организации попали в список экспериментальных адресов, действуют специальные административные условия — они могут поменять вывеску в соответствии с новыми правилами без разрешительной документации.