timelapse

По московскому счету

Темы в материале

16 октября Мэр Москвы С. Собянин представит депутатам Мосгордумы проект бюджета на 2014 год и программу инвестиций до 2016 года. Несмотря на напряженную ситуацию в финансовой сфере денег хватит на все, и столица будет развиваться как и прежде.

В настоящее время идет обсуждение параметров основного финансового документа города. Эксперты обращают внимание на то, что, несмотря на негативное влияние внешних факторов и структурной перестройки экономики города, объем инвестиций в городскую экономику увеличится на 15% по сравнению с предыдущими тремя годами.

И это при том, что 2011 - 2013 годы были благоприятными с точки зрения доходов бюджета города. Общий объем инвестиций в 2011 - 2013 годах превысил 984 млрд рублей, программа на 2014 - 2016 годы предполагает объем вложений в размере 1 триллиона 129 млрд рублей. Несмотря на более скромные темпы прироста доходов бюджета и прогнозируемо более жесткие условия в 2014 - 2015 годах, город находит возможность увеличивать объемы инвестируемых средств.

Бюджет сверстан таким образом, что рост инвестиций запланирован при выпадении значительной суммы доходов. В основном за счет планируемого снижения поступлений по налогу на прибыль. Поступления снижаются по той причине, что растут издержки предприятий, а рост цен на ключевые товарные позиции экспорта остановился. Кроме того, под влиянием процессов, происходящих на федеральном уровне, часть доходов бюджета перераспределяется в другие регионы.

Однако, как говорят в Мэрии, Москва наращивает свои доходы в других сферах, частично компенсируя выпадающие. 15 млрд рублей получено от конкурсов на размещение рекламы. Это результат перестройки всей системы рекламной торговли в городе. Дополнительные средства поступают за счет управления свободными остатками на счетах бюджета, а также от продажи непрофильного имущества.

В итоге приоритеты развития города обеспечены дополнительными средствами бюджета. Так, на развитие транспортной инфраструктуры будет направлено за 3 года на 21 процент больше средств, чем за предыдущую трехлетку. На первом месте здесь - развитие метрополитена. Если в 2011 - 2013 годах в метро вложено более 250 млрд рублей и построено 25 км новых линий, то в ближайшие три года объем финансирования увеличится до 450 млрд рублей. Темп прироста - более 75 процентов. Более чем в два раза увеличится ввод новых линий, станций, предполагается ввести в строй действующих 11 новых электродепо. Будет внедрена новая схема закупки подвижного состава, который еще является слабым местом московской подземки. Так вот закупки вагонов теперь будут проводиться по «контрактам жизненного цикла». Оплата поставок распределяется на продолжительное время, и это плюс для города. Кроме того, инвестор, который закупает вагоны, отвечает также за их обслуживание. Это, с одной стороны, позволяет получить существенную скидку при большой закупке, и с другой - мотивирует производителя минимизировать дальнейшие расходы на обслуживание составов, т.е. делать их максимально надежными.

Более чем в 4 раза планируется увеличить объемы финансирования развития трамвайных линий - с 3 млрд до 13. Планируется строительство 3 новых путей - на северо-востоке, востоке и юге города.

Говорилось, что якобы столица планирует сократить финансирование строительства дорог и улично-дорожной сети. Однако анализ бюджета показывает, что это не так. Просто происходит маневр средств, расходы на ряд мероприятий, к примеру, уширения, организация заездных карманов, перенесены из адресной инвестиционной программы в текущие расходы бюджета. Такая схема объясняется тем, что локальные мероприятия не требуют прохождения длительной экспертизы и разработки проектно-сметной документации в том объеме, как это необходимо при строительстве и реконструкции дорог. Более того, по мере проработки проектной документации и уточнения технических решений удается сэкономить значительные средства при фактическом росте физических объемов строительства и реконструкции улично-дорожной сети в Москве.

По словам руководителя Департамента строительства Правительства Москвы Андрея Бочкарева, происходит минимизация затрат по конкретным проектам в связи с тем, что в ходе торгов удается снизить стоимость. Так было, например, в случае с проектом реконструкции Тверской заставы, который обходится на 4 млрд рублей дешевле, чем ранее планировалось.

Наряду с транспортной составляющей приоритетом финансирования остается здравоохранение. На первом месте здесь развитие поликлиник - инвестиции в эту сферу увеличатся с 3,7 млрд рублей до более чем 20 млрд рублей. В ближайшие годы планируется ввести 23 новые поликлиники более чем на 10 000 посещений в смену. Причем для достижения этих целей столица подключает внебюджетные источники финансирования и развивает частно-государственное партнерство. С учетом социально-демографических прогнозов, согласно которым к 2017 году в Москве будет намного больше пенсионеров, городские власти рассматривают различные варианты подбора земельных участков для возведения новых поликлиник, помимо 23 запланированных. В бюджет заложено также трехкратное увеличение финансирования развития системы стационарной помощи.

Не забыто и образование. В строительство новых школ будет инвестировано средств на 12% больше, общий объем вложений составит 16,5 млрд рублей.

Специалисты обращают внимание на то, что бюджет города предусматривает довольно значительное снижение финансирования развития коммунальной инженерной инфраструктуры - с 106 млрд рублей до 64. Однако, как следует из комментариев представителей Правительства Москвы, это не скажется на надежности снабжения города коммунальными услугами. Департамент экономической политики и развития города Москвы провел серьезную работу по анализу инвестиционных программ коммунальных предприятий и по максимальному отражению в них тех объектов, которые нужны для экономики города, по целому ряду направлений установлены тарифы на подключение к сетям. В прошлом году введен тариф по теплу, в этом году вводится тариф на подключение к воде и канализации. Все это формирует источник для развития коммунальной инфраструктуры.

Зато в бюджете наблюдается значительный рост объемов инвестирования спорта - на 177%. Это объективно необходимо в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. На подготовку к масштабному событию пойдет большая часть этих средств. Но это не означает, что будут свернуты программы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов. Наоборот, их будет построено и введено больше, чем за предыдущее трехлетие.

На развитие транспортной инфраструктуры будет направлено за 3 года на 21 процент больше средств, чем за предыдущую трехлетку.