timelapse

«Реновация — это проект модернизации города»

Темы в материале

В Стройкомплексе столицы готовы к первой волне переселений.

2017 год стал по-настоящему знаковым для столичного строительного комплекса. Открыты долгожданный парк «Зарядье» и обновленная Большая спортивная арена «Лужники» — уникальные проекты мирового уровня. Принята и уже реализуется программа реновации, которая улучшит жилищные условия миллионов москвичей и позволит создать современную городскую среду нового качества. Стартует проект создания Московских центральных диаметров, который обещает коренным образом изменить транспортную систему столицы. Пока еще мечта, но скоро реальность: пересечь Москву из конца в конец через центр можно будет всего за 30 минут. Продолжают воплощаться начатые ранее грандиозные мероприятия по развитию метрополитена и улично-дорожной сети. Наступающий 2018 год обещает быть не менее ярким на события: новые школы, поликлиники, детские сады, метро и дороги придут в те районы столицы, где их ждали десятилетиями. В канун Нового года «Московский комсомолец» вспоминает о самых значимых для города открытиях и рассказывает, каких подарков ждать москвичам от строителей в 2018 году.

В феврале 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о готовящейся в столице программе реновации жилого фонда. За короткий срок — менее чем за год — завершена подготовительная стадия программы: разработан и утвержден московский стандарт качества жилья, проведено голосование жителей и сформированы списки участников программы, приняты Закон города Москвы и поправки в Федеральный закон «О статусе столицы Российской Федерации», регламентирующие реновацию, подобраны стартовые площадки, объявлены архитектурные конкурсы.

Сейчас программа реновации вступает в фазу практической реализации. Завершается разработка графика переселения, и уже в феврале 2018 года первые участники программы смогут переехать в новые квартиры.

На прошедшей 13 декабря в Москве международной конференции «Реновация — создание комфортной городской среды. Для жизни и работы» эксперты обсудили те задачи, которые ставит программа реновации перед городскими властями, проблемы, связанные с градостроительными и архитектурными инновациями, возможности развития территорий и другие вопросы.

Многие сравнивают существующий проект реновации с советским переселением москвичей из бараков в те самые хрущевки, срок которым уже подошел. Только есть одно большое «но»: первое переселение было не «на вырост». Задача, которая стояла перед руководством в тот момент, — дать людям крышу над головой. Поэтому один из важнейших вызовов, который стоит перед новым проектом, — решить проблему комфортного жилья на долгие годы вперед, чтобы будущему поколению не пришлось над этим задумываться.

С другой стороны, реновация дает возможность развития новой строительной индустрии, возможность возникновения качественно новой градостроительной политики. В Стройкомплексе столицы признают: они готовы осилить первую волну реновации. «У нас есть для этого воля, закон, деньги и мощности». Как уточнил глава ведомства Марат Хуснуллин, сейчас в проектировании и строительстве находится 236 площадок объемом 3,5 миллиона квадратных метров.

«Не просто снос пятиэтажек»

Если посмотреть на вопрос более широко, то окажется, что сейчас уже 50% мирового населения проживает в больших городах. Идет активный процесс глобализации, и уже к 2035 году в мегаполисы переедут 70% населения земного шара. И процесс этот необратим.

— Именно поэтому сегодня реновация — это не просто проект сноса хрущевок, а проект модернизации города и увеличения его возможностей, — подчеркнул Хуснуллин. — Решая задачу реновации, мы параллельно решаем сразу несколько задач: преобразования транспорта, изменения общественных пространств и промышленных зон, которые давали бы возможность увеличения налоговой базы, преображения парков и зон отдыха.

Заместитель мэра отметил, что сегодня в мировой глобальной конкуренции — а Москва именно что мировой мегаполис — город должен бороться за человеческий капитал. Что это значит? Чем больше в городе свободных, образованных людей, профессионалов, тем больше гарантий конкурентоспособности. А люди сейчас для жизни в городе хотят иметь жилье совершенно другого уровня. Не бараки, не хрущевки, не просто «крышу над головой», а большие, светлые, комфортные квартиры.

— Людям нужна свобода выбора: где жить, где работать, как добираться до работы, — считает Хуснуллин. — И при проектировании программы реновации мы стали совершенно по-другому подходить к городским территориям.

Подход, действительно, иной в корне — именно по отношению к назначению территории, к ее смыслу. Во-первых, речь идет о квартальной застройке, о смешанной застройке с первыми этажами, на которых будут выделены рабочие места. Власти города серьезно подходят к вопросу паркования: как именно и где ставить машины? Неудачный существующий опыт с авто, брошенными на газонах, повторять нельзя. С другой стороны, улично-дорожная сеть была изначально меньше, поэтому для ее усовершенствования нужно полностью менять логику движения внутри квартала. При этом транспортная система будет не только усовершенствована, но и увязана с городским транспортом, с метро и дорогами.

Транспортный каркас улучшит программу

О транспорте стоит поговорить отдельно. Дело в том, что без решения транспортных проблем нельзя заниматься реновацией. Ведь что, по сути, будет? Массовое перераспределение внутри города. И Москва должна быть готова к такой нагрузке.

— Мы хотим построить весь транспортный каркас так, чтобы реновация его не ухудшила, а улучшила, — заметил Хуснуллин, — и у нас это получается.

Сейчас метро в Москве развивается как никогда. Только в будущем году планируется ввести в эксплуатацию 10 новых станций. А с учетом того, что уже сделано, планируется каждый год выдавать не меньше 20 километров линий подземки. Как отметил Хуснуллин, в Москве уже проложено «80 тоннелей метро, сегодня идет уже полноценное строительство». Глава Стройкомплекса рассказал, что новые ветки в будущем могут появиться и в Рублево-Архангельском, и в Троицке. Кроме того, есть вариант продлить Люблинско-Дмитровскую линию от станции «Селигерская» в поселок Северный.

— Сейчас мы активно занимаемся автомобильными дорогами, — продолжил Хуснуллин. — Буквально за шесть лет мы увеличили улично-дорожную сеть больше чем на 15%, а мостов стало больше на 30%. То есть каждый объект в столице — новый. И эта работа — единственный шанс уберечь город от транспортного коллапса. Действительно так: мы рассчитали, что если ничего не делать, то еще в 2013–2014 годах мы бы встали в пробку. Да, сейчас проблемы еще есть, но у нас получается хотя бы немножко добавить скорости на дорогах.

Первые пять пилотных площадок, на которых отработают градостроительные подходы к программе, уже определены. Проекты по ним представят 20 команд — финалистов международного конкурса. Какие задачи ставились перед участниками проекта?

— Главной задачей было все-таки применить новые градостроительные подходы к планированию микрорайонов, — считает Хуснуллин. — Мы взяли район, где очень много домов попали в программу, взяли район, где в программе оказалась половина. Потому что наша задача не просто снести дома, а создать целый новый образ жизни на определенной территории. Создать дворы без машин, создать больше зеленых насаждений, лучшие пешеходные связи. Для этого мы рассчитываем получить лучшие мировые и российские практики.

В итоге интерес к проекту был большим: как со стороны российских компаний, так и со стороны архитектурных звезд мировой величины. По словам заместителя мэра, независимая комиссия, обсуждавшая предложенные варианты, выбрала пять лучших проектов, которые и опробуют в пилотных районах. Идеи остальных компаний не пойдут на свалку: их будут использовать при градостроительном планировании.

— Мы ведь последние 30 лет не занимались квартальной застройкой, — рассказывает Хуснуллин. — Если вспомнить опыт нашей прошлой кампании, мы ведь тоже не на пустом месте начали заниматься программой — снесли 1722 дома и переселили людей. Где-то получалось заниматься небольшими микрорайонами, где-то отдельными домами. Сейчас же стоит совершенно другая задача — собрать компетенции мирового уровня на старте нашей программы.

Естественно, москвичей волнуют детали программы. Как плотно будут стоять дома? Насколько зеленым будет район?

— Решение о том, какая застройка будет в районах, примут архитекторы, — объяснил Хуснуллин. — В целом мы не выйдем на плотность застройки более 25 тысяч на один гектар. То есть не плотнее, чем существующая застройка. Может, где-то будут высокие доминанты.

И все же некоторые из присутствующих на конференции архитекторов приоткрыли завесу тайны и рассказали о работе над проектом в своих кварталах. Жан Пистр, руководитель и соучредитель архитектурного бюро «Valode & Pistre», принимает участие в реновации площадки Головинского района.

— В нашем квартале нам показалось очень важным использовать то природное наследие, которое нам досталось, — считает Пистр. — Мы решили превратить район в парковую зону и при этом создать такую транспортно-уличную сеть, которая использовалась бы и для авто, и для пешеходных маршрутов. Мы решили предложить такое разнообразие масштаба и типологии застройки с разными примерами на одном типе участка, чтобы посмотреть на реакцию жителей. Наша главная задача — избегать навязывания готового решения, чтобы создать разнообразный ансамбль в парковой зоне.

Сергей Чобан, архитектор, руководитель российского архитектурного бюро SPEECH и немецкого архитектурного бюро NPS TCHOBAN VOSS, рассказал, что они предлагают проект реновации абсолютно умеренной этажности по отношению к городским доминантам, которые являются продолжением крупных градостроительных осей. По мнению Чобана, в проекте важны детали: прекрасные входные холлы, дверные ручки, ящики в подъезде: «Мы должны работать над созданием более тонких деталей, у нас есть такой опыт. Опыт создания деталей, в которые люди могут влюбиться».

— В этой новой градостроительной программе смогут найти себе место многие архитекторы, — считает Чобан. — И те, кто строит башни интересной формы, и те, кто предпочитает дома спокойной архитектуры. Да, есть люди, которые предпочитают жить в башнях, и у нас должны быть предложения на любой вкус. Хотя при этом мы должны думать об умеренной этажности.

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев отметил, что очень волновало: не будут ли горизонтальные хрущобы заменены на вертикальные? Не сведется ли реновация к тому, что изжившие себя дома пяти этажей заменят на 30-этажные? Не станет ли, иными словами, реновация катастрофой?

— Она, похоже, не только не станет катастрофой, — ответил на свои вопросы Фадеев. — Программа реновации может стать началом качественного развития территорий. И Общественная палата, несомненно, такой подход поддерживает. Если Москве это удастся, то, конечно, это станет примером для всей страны.

Работа с людьми — неотъемлемая часть реновации

Все эксперты конференции подчеркивали: главной ценностью программы реновации всегда был человек. Подтверждением тому и принятые социальные гарантии, и возможность выйти из проекта в любой момент.

— Изменение общественных приоритетов и моделей использования общественного пространства формирует запрос на новое качественное развитие города, — считает руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. — В основе этих приоритетов и моделей лежит ценность человеческого капитала, обратная связь и коммуникация, вовлечение людей в процесс создания городской среды.

Лёвкин подчеркнул: Москва всегда была открытым для своих жителей городом. С 2009 года в столице проходят публичные слушания в общем доступе. Работают электронные сервисы, в том числе «Активный гражданин», где каждый житель может свободно высказать свое мнение по той или иной проблеме. Если говорить о градостроительной сфере, то на городском портале в кабинете застройщика можно изложить вопросы по той или иной проблеме. Открыт контакт-центр комплекса, где любые вопросы заносятся в базу. Причем есть три уровня восприятия информации: простые вопросы, сложные и очень сложные. Специально для реализации проекта реновации в Москве был создан общественный штаб при Общественной палате, который абсолютно независим от власти.

— Весной этого года Департамент информационных технологий провел исследование порталов Москвы и Нью-Йорка, — продолжает Лёвкин. — Нью-Йорк считается гуру с точки зрения открытости. При этом Москва опережает Нью-Йорк по покрытию метро сетью вай-фай и по посещаемости городских сайтов.

Левкин подчеркивает: власти с первого дня программы поставили цель взаимодействовать с людьми.

— Чтобы максимально вовлечь всех жителей — людей разной активности и разного ареала проживания, — было создано три формы голосования: «Активный гражданин», МФЦ и самый главный из них — общее собрание собственников. Последний имеет приоритет над всеми остальными, что прописано в специальном постановлении. Там же прописано, что в любой момент любой дом может выйти из программы.

Чтобы люди не покупали «кота в мешке», в рамках Урбанфорума, который прошел в Москве этим летом, был открыт шоу-рум: реальные модели квартир в новых домах. Городские власти были совершенно открыты для всех предложений и критики — любой желающий мог высказать свои пожелания по проекту. В итоге шоу-рум проработал чуть меньше месяца, в первые дни его посетило около 7–8 тысяч человек.

— Мы получили обратную связь, — сказал Лёвкин. — Пришли простые люди, живущие в пятиэтажках, рассказали, что им нравится, а что нет. И создавая новый шоу-рум, который сейчас работает на ВДНХ, мы уже учли 99% пожеланий. Хотя понятно же, что вкусы у всех разные и всем не угодишь: одному хочется раздельный санузел, другому — совмещенный.

Все пожелания, которые оставляют жители, не выбрасываются: они систематизируются и на их основе корректируется техническое задание.

— С момента открытия нового шоу-рума квартир по программе реновации на ВДНХ в сентябре текущего года его посетило около 34 тыс. москвичей. Шоу-рум на ВДНХ работает с сентября. Ежемесячно его посещает около 11 тыс. человек. Каждый день его посещает около 350 человек. В выходные — 1,1–1,2 тыс. человек. 70% посетителей шоу-рума оставили положительные отзывы об увиденном. Для нас очень важно, что отзывы хорошие, — рассказал Лёвкин.

Анна Сергеева