Скорость и комфорт
На БКЛ формируются крупные транспортно-пересадочные узлы.
Сеть ТПУ в столице активно развивается. Пассажиры получают не только комфортную и быструю пересадку между разными видами транспорта, но и инфраструктуру в составе пересадочных узлов – торговые и деловые центры, спортивные объекты, многофункциональные комплексы, где создаются рабочие места.
Для ТПУ нет стандартного набора объектов. Место и функционал каждого из них зависят от потребностей жителей конкретного района и загруженности транспортной сети.
«Мы объединяем разные виды транспорта в одну систему, создавая ТПУ. Благодаря этому пассажиры могут максимально быстро и удобно сделать пересадку, экономя время в пути. Строительство уже ведется на девяти площадках, а для семи готовится градостроительная документация», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
В 2022 году система московских ТПУ пополнилась семью транспортно-пересадочными узлами – «Окружная», «Печатники», «Минская», «Фонвизинская», «Технопарк», «Ходынское Поле» и «Дмитровская». До конца 2024 года в городе планируется создать еще 29 хабов.
«ТПУ становятся местными центрами притяжения, которые повышают обеспеченность районов инфраструктурой и тем самым снижают маятниковую миграцию», – ранее заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Работы по созданию транспортно-пересадочных узлов включают благоустройство прилегающих территорий, а также сооружение дорожно-транспортных объектов. Яркий пример одного из таких транспортных хабов – ТПУ «Электрозаводская». Он объединяет одноименные станции Арбатско-Покровской и Большой кольцевой линий метро, а также платформу Электрозаводская Московской железной дороги.
Для удобства пассажиров в его составе построили пешеходный мост длиной 111 метров. Дугообразное сооружение связало Рубцовскую и Семёновскую набережные и стало 60-м мостом через Яузу в Москве.
«Мост обеспечил связь станций Арбатско-Покровской, Большой кольцевой линий метро и платформы Электрозаводская МЖД с противоположным берегом реки. Тысячи людей, которые живут, работают и учатся в Басманном районе, могут экономить до 20 минут, добираясь до метро», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Благодаря современному дизайну и внешней легкости мост деликатно вписан в застройку Басманного района.
«Воплощенная концепция витражного остекления перекликается с поверхностью воды и визуально интегрирует объект в окружающую инфраструктуру, сохраняя при этом его индивидуальность. Особое значение имеет и архитектурное освещение. В вечернее время художественная подсветка гармонично вписывает фасад пешеходного моста в облик ночной Москвы», – отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» Константин Маслаков.
Ожидается, что пассажиропоток в границах ТПУ «Электрозаводская» составит до 70 тыс. человек в часы пик и до 144 тыс. горожан в сутки.
ТПУ «Нижегородская» – крупнейший в столице – объединяет одноименные станции метро Большой кольцевой и Некрасовской линий, платформы Московского центрального диаметра и Московского центрального кольца, а также наземный транспорт.
Этот транспортный хаб был отмечен экспертным сообществом: он удостоился награды конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» по итогам 2020 года в номинации «Строительство многофункциональных комплексов и торговых центров».
«Для удобства пассажиров, в том числе маломобильных, на территории пересадочного узла создана безбарьерная среда. Строительство «Нижегородской» велось методом топ-даун, то есть подземную часть станции строили «сверху вниз» – уровнями от поверхности. Благодаря этому когда внизу еще продолжались строительные работы, на верхнем уровне уже было проведено благоустройство», – уточнил руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект», Евгений Продан.
Тема создания ТПУ стала основой дизайна станции БКЛ метро «Печатники»: оформление ее интерьеров отражает главную функциональную идею – создание современного транспортного узла.
«На базе станции «Печатники» БКЛ формируется один из крупнейших ТПУ. Здесь будут интегрированы маршруты двух линий метро, пригородного железнодорожного транспорта – МЦД-2 и наземного городского транспорта. Поэтому архитектурные решения отвечают принципам организации функционального пространства. Например, отделка пассажирской зоны выполнена четко по геометрии основных конструкций станции, что позволяет обеспечить максимально возможное свободное пространство для комфортного перемещения пассажиров», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.
Общий пассажиропоток этого транспортного хаба составит около 70 тыс. человек в сутки. Кроме того, в шестиэтажном объединенном здании эксплуатационного персонала в составе ТПУ «Печатники» предусмотрено более 300 рабочих мест для сотрудников восточного участка БКЛ, для работников разных служб метро организовано 250 удобных помещений.
Жилые объекты появятся в таких транспортно-пересадочных узлах, как «Давыдково», «Нагатинский Затон», «Мнёвники» и «Марьина Роща».
В ТПУ «Марьина Роща» для комфорта пассажиров установят систему подогрева пола: теплый пол появится у лестничных пролетов вестибюлей, что позволит в зимний период защищать от обледенения ступени лестниц и эскалаторов. Более того, входы в ТПУ оснастят тепловыми завесами и инфракрасными обогревателями для поддержания комфортной температуры.
В мегаполисах мира значимость многофункциональных общественных пространств повышается год от года. Москва успешно внедряет систему ТПУ в городскую среду и готова делиться этим опытом с регионами.
«Многие крупные города, особенно миллионники, сталкиваются с проблемой развития транспортной системы, распределения пассажиропотоков в условиях плотной городской среды. И ТПУ являются эффективным решением, позволяя объединить все элементы городской и транспортной инфраструктуры в единое целое», – подчеркнул генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Ника Булгакова Инженерные сооружения