timelapse

Столичные власти умывают реки

Темы в материале

Главной водной артерии Москвы хотят придать парадный вид.

Столичная мэрия объявила международный конкурс на разработку концепции освоения берегов Москвы-реки. Власти хотят превратить водную артерию в главную парадную «улицу», чтобы она еще сто лет служила визитной карточкой города. Для этого планируется благоустроить береговую линию, убрать с набережных дебаркадеры и лишний автотранспорт, провести реновацию примыкающих к воде складских и промышленных зон.

Идея провести специальный конкурс на благоустройство Москвы-реки родилась в головах чиновников в 2012 году. «Тогда многие архитекторы, работавшие над проектами Московской агломерации, обращали внимание, что мы плохо используем потенциал своей водной артерии, и мы вынуждены были с ними согласиться», - рассказала и.о. главы НИиПИ Генплана Карима Нигматулина. В прошлом году специалисты института приступили к сбору и анализу данных о Москве-реке, которые вошли в техзадание для международного конкурса. В частности, было установлено, что на прилегающих территориях доминируют промзоны и пустыри (37%), только 33 км береговой линии являются пешеходными, а почти 70% набережных либо вовсе не обустроены, либо используются для движения автотранспорта.

На значительном протяжении реки, особенно в Южном и Юго-Восточном округах, производственная застройка фасадами выходит на реку, а жилые дома и общественные зоны отрезаны от водного зеркала фабричными корпусами и заборами. На Нагатинской, Новоданиловской, Павелецкой, Дербеневской и Космодамианской набережных были обнаружены многочисленные АЗС и ремонтные сервисы. А в Курьянове, Нагатине и Нижних Мневниках - крупные свалки, с которыми, несмотря на предпринимаемые усилия, полностью покончить до сих пор не удалось.

В техзадание конкурса вошли 83 км водной поверхности, 201 км береговой линии и 10,4 тыс. га соседних территорий. Власти ждут от конкурсантов предложений по увеличению числа пешеходных и рекреационных зон вдоль Москвы-реки, повышению инвестиционной привлекательности прилегающих к ней территорий и переосмыслению транспортной функции артерии. «Мы хотим, чтобы часть акватории использовалась круглогодично, как для перевозки пассажиров, так и грузов», - говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Сейчас для транспортных целей Москва-река используется менее интенсивно, чем несколько лет назад: ежегодно по ней перевозится всего 1,2 млн пассажиров (преимущественно туристов на речных трамвайчиках) и 9 млн тонн грузов.

Резервом для создания новых пешеходных и общественных пространств, по мнению мэрии, являются незастроенные территории площадью 3,75 тыс. га и бывшие промзоны. В центре вернуть людей на набережные можно за счет ликвидации или сужения проезжей части. Все новые площадки (такие как ЗиЛ, Южный порт и т.д.) должны быть спроектированы с учетом благоустройства и озеленения прибрежной зоны. Кроме того, участники конкурса должны внести предложения по строительству в городе новых мостов - транспортных и пешеходных. Сами власти считают, что Москве необходимы два моста, но не исключают, что итоговая цифра может оказаться больше.

Прием заявок на конкурс начнется 1 августа и продлится до 12 сентября. После этого жюри (его состав объявят на днях) возьмет тайм-аут на проведение квалификационного отбора участников. Ко второму этапу допустят 6 команд, каждая из которых получит от мэрии 4 млн руб. Готовые концепции должны быть представлены на техническую экспертизу к 14 декабря, победителя власти обещают объявить до Нового года.