timelapse

Строители готовят «винчестер» для автомобилистов

Темы в материале

Через полтора года в столице на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина появится не имеющий аналогов в России тоннель винчестерного типа. В перспективе тоннель, в котором транспортные потоки разных направлений проходят один над другим, войдет в состав Северо-Западной хорды.

Реализация нового для Москвы проекта обойдется городу в 5,4 млрд рублей. Об особенностях строительства и причинах, по которым в Москве будет построен дорожно-транспортный объект нового типа, «Строительному миру» рассказал Сергей Чеботарев, руководитель Управления комплексного проектирования НПО «Космос», которое является подрядчиком.

Не чистый «винчестер»

Появление тоннеля на перекрестке улиц Народного Ополчения и Берзарина связано с необходимостью убрать «пробочный» светофор. Но о строительстве винчестерного тоннеля по основному ходу улицы Народного Ополчения специалисты задумались из-за спокойствия жителей домов, примыкающих к проезжей части. Задача стояла понятная, но непростая - максимально отодвинуть проезжую часть от жилья. Для этого и был разработан проект тоннеля винчестерного типа, который позволит сохранить расстояние до ближайших домов не менее 14 метров. «Специфическую задачу решали специфическим методом», - подчеркивает Сергей Чеботарев.

«В целом этот проект не чистый «винчестер», а частичный. Поскольку направления движения - или нитки тоннеля, как мы их называем, - будут не прямо друг над другом. Одна конструкция как бы наползает на другую на четыре метра. То есть в итоге это даст нам сэкономленные восемь метров с каждой стороны. Если построить здесь обычный тоннель, расстояние до домов сократилось бы всего до шести метров», - рассказывает эксперт.

Движение автомобилей по четной стороне улицы Народного Ополчения уйдет в нижний, так называемый глубокий тоннель длиной 786 метров, который пройдет на глубине 12,5 метра. Верхний тоннель будет иметь протяженность только 542 метра и пройдет в десяти метрах от поверхности земли.

Разница заложения между ними всего лишь в 2,5 метра объясняется просто: один тоннель опускается под другой не в самом глубоком месте, а в точке, где одно направление уже практически выходит на поверхность. На глубину залегания повлиял также коммуникационный коллектор, строительство которого необходимо предусмотреть при возведении тоннеля.

Строительство полноценного винчестерного тоннеля обошлось бы бюджету на полмиллиарда рублей дороже. Полный «винчестер» подразумевает более глубокий котлован - порядка 17 - 18 метров в этом случае. Такая глубокая яма вызвала бы только дополнительное беспокойство у жителей, но не принесла бы существенного улучшения дорожной ситуации, объясняет Сергей Чеботарев.

Особенности строительства

Сооружение тоннеля предполагает сначала возведение глубокого нижнего тоннеля, над которым после завершения всех работ начнут строить верхний короткий тоннель. Специально для того, чтобы минимизировать воздействие стройки на окружающую среду, подрядная организация намерена перед началом строительства установить в грунте с помощью легкого бурового става ограждающую стенку из грунто-цементных свай, каждая из которых будет иметь метр в диаметре.

«Мы фактически сделаем отсечную стенку, которая защитит фундаменты домов от работ, которые впоследствии будут выполняться тяжелыми станками. Только после сооружения защитной стенки работу начнет тяжелая техника, которая будет забивать буронабивные сваи. Чтобы избежать неприятной вибрации от ее работы, мы отделяем фундамент жилых домов от зоны работ», - объясняет Сергей Чеботарев.

Эта ограждающая стенка войдет в состав основной несущей конструкции тоннеля. «Скажу честно, что в этих грунтах можно было бы обойтись полутора рядами грунто-цемента, а у нас будет всего два с половиной. Один ряд мы делаем дополнительно, целенаправленно идя на затраты для того, чтобы отсечь фундаменты домов от возможной вибрации при строительстве тоннеля», - продолжает Сергей Чеботарев.

Что касается автомобилистов, нужно отметить, что на все время строительства для движения оставят существующее количество полос. «В зоне строительства винчестерного тоннеля вопрос о ликвидации полос на проезжей части вообще не стоит», - комментирует эксперт.

Первоначально строителям предстоит убрать газон, проходящий посредине улицы Народного Ополчения, заасфальтировать освобожденное пространство и перепустить по нему движение транспорта с четной стороны улицы. Затем проезжая часть будет обустроена и по ликвидируемому газону с нечетной стороны улицы. Таким образом, дорога просто сдвинется на несколько метров, но количество полос останется неизменным.