timelapse

ТПУ станут катализаторами развития территорий

Темы в материале

ТПУ «Ботанический сад» будет образцовым проектом создания нового субцентра Москвы

В ближайшие годы в Москве появится транспортно-пересадочный узел «Ботанический сад», построенный по проекту японского бюро Nikken Sekkei. Девелопер проекта - компания «Пионер». ТПУ объединит в себе парковки, станции метрополитена, Малого кольца Московской железной дороги. Пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой будет осуществляться по принципу «сухие ноги», то есть, не выходя на улицу.

Всоответствии с планом развития транспортной инфраструктуры в городе должны появиться 271 транспортно-пересадочных узла: 169 – в капитальном исполнении, 102 – в плоскостном.

Городские власти рассматривают ТПУ не только как комфортный терминал для пересадки с одного вида транспорта на другой, но и как активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы: что-то купить по дороге домой, отремонтировать обувь или одежду, возможно, даже заняться спортом. «Наша задача – сделать так, чтобы помимо формирования системы комфортной пересадки пассажиров и снятия нагрузки на улично-дорожную сеть ТПУ стали катализаторами развития прилегающих к ним территорий», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Это касается всех ТПУ, но особый акцент сделан на узлах, которые будут построены на Малом кольце Московской железной дороги, поезда по нему пойдут уже в конце этого года.

На новой наземной кольцевой линии будет 32 станции, большинство – именно транспортно-пересадочные узлы, 17 свяжут между собой МКЖД и станции метрополитена, а 10 будут интегрированы с радиальными железнодорожными направлениями.

Открытие ТПУ «Ботанический сад» запланировано на 2018 год. «Ботанический сад» может считаться «звездой» всей линии из-за уникальности архитектурной концепции.

Проектировать ТПУ японское бюро было приглашено не случайно. Япония ассоциируется с передовыми технологиями и сложными, но удобными транспортными системами. У бюро богатый опыт работы как за рубежом, так и в России. На протяжении нескольких десятков лет Nikken Sekkei работала над улучшением транспортной инфраструктуры Японии, которая сегодня признается мировыми экспертами как одна из самых совершенных.

В основу проекта положена концепция так называемого транзитно-ориентированного девелопмента (Transit Oriented Development, TOD). ТПУ «Ботанический сад» станет образцовым проектом создания нового субцентра Москвы.

Все пешеходные связи комплекса будут осуществляться под землей, там появятся пешеходные галереи, эскалаторы, терминал, где можно будет купить билеты, – тот самый принцип «сухие ноги» в действии. По словам Фади Джабри, представителя компании Nikken Sekkei, такой принцип успешно применяется в транспортно-пересадочных узлах, в частности, в Японии. «До сих пор в Москве было мало таких пересадок, это центры «Охотный Ряд», «Москва-Сити» и другие, где можно из метро сразу попасть в торговый комплекс, не выходя на улицу. А теперь только на МКЖД их будет 10 в теплом контуре. В Москве шесть месяцев в году минусовая температура. Конечно, необходимо станции общественного транспорта интегрировать с объектами недвижимости. Пассажир должен иметь возможность не только комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, но и, не выходя на улицу под дождь и снег, попасть туда, куда ему нужно, – в офисное здание, торговую галерею и т.д.».

По словам Марата Хуснуллина при проектировании транспортно-пересадочных узлов на МКЖД везде, где есть техническая возможность, заложен принцип «сухие ноги».

Право на строительство ТПУ девелоперская компания «Пионер» получила, выиграв в марте 2016 года открытый конкурс на право покупки 100-процентной доли в уставном капитале ООО «Ботанический сад». Как рассказал руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, конкурсная комиссия оценивала заявки участников конкурса по ряду критериев. Наряду с ценовым фактором предусматривались и другие параметры, такие как опыт реализации девелоперских проектов, финансово-экономические показатели предприятия, а именно совокупность выручки по МСФО за три года, наличие возможности финансирования строительства. Также необходимо было представить архитектурную концепцию и технико-экономические показатели проекта. Совокупность этих критериев и определила победу «Пионера». Сумма сделки составила 1,14 млрд рублей.

Как рассказал гендиректор ГК «Пионер» Андрей Грудин, участие компании в торгах – еще один этап в комплексном освоении территории рядом со станцией метро «Ботанический сад», где ГК «Пионер» уже ведет строительство жилого комплекса LIFE-Ботанический сад. В компании учитывали синергетический эффект, который возникнет в результате строительства транспортно-пересадочного узла. По словам Андрея Грудина, если технологическая и коммерческая составляющая удачно связаны между собой, в ТПУ генерируется деловая активность и аккумулируется покупательский спрос, а появление в районе современной транспортной инфраструктуры капитализирует недвижимость.

В компании уверены, что в соседстве транспортно-пересадочных узлов с жилыми комплексами нет минусов. ТПУ в Москве проектируются в тех местах, где нужно оптимизировать транспортную инфраструктуру и объединить несколько видов транспорта. ТПУ – не вокзалы в привычном понимании, в первую очередь потому, что ими пользуются не иногородние, а жители ближайшего района либо те, кто работает в офисных и торговых центрах, построенных в составе узла. Местные жители получают не только новые рабочие места, но и возможность пользоваться более развитой инфраструктурой.

Всего проектом предусмотрена застройка двух участков общей площадью более 3,3 га, где ГК «Пионер» возведет около 135 тыс. кв. метров недвижимости (в том числе 110 тыс. кв. метров наземной площади). На офисный центр придется около 44,6 тыс. кв. метров, торговый комплекс займет 45,4 тыс. кв. метров, апарт-отель YE’S – 51,3 тыс. кв. метров.

Финансовая модель предполагает, что инвестор (вложения компании составят более 10 млрд руб.) финансирует строительство коммерческой части в составе ТПУ (доходы от коммерческой части обеспечат окупаемость инвестиций), а город за счет полученных средств от инвестора компенсирует расходы на строительство технологической части. По словам руководителя городского агентства по управлению инвестициями Леонида Костромы, сюда входят подземные и надземные переходы, плоскостные автостоянки, а также сопутствующие объекты.

И еще одно очко в пользу японцев – все проекты Nikken Sekkei характеризуются бережным подходом к использованию ресурсов и высокой энергоэффективностью, что обеспечит будущему ТПУ долгую «нестареющую» жизнь.