timelapse

В ожидании сентября

Темы в материале

Строительство храмового комплекса Иверской иконы Божией Матери в рамках «Программы-200» завершится к концу сентября.

Храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского - объект знаковый. В ходе объезда стройплощадок «Программы-200» на западе столицы куратор программы от правительства Москвы, советник Патриарха по строительству Владимир Ресин назвал окончание работ на объекте важным событием года.

Храм Иверской иконы Божией Матери, построенный на высоком берегу водоема, стал архитектурной доминантой района Очаково-Матвеевское. «Это один из самых красивых и грандиозных объектов «Программы-200». Впрочем, не только храм, а весь храмовый комплекс, несомненно, попадает в число лучших в столице», - подчеркнул Владимир Ресин.

Храм строится по инициативе преподавателей и слушателей академии ФСБ, расположенной по соседству. Посвящение храма Иверской иконе Божией Матери связано с тем, что на протяжении нескольких веков к молитвам перед иконой прибегали во всех войнах и бедах, грозивших Русской земле. С 1669 года Иверский образ, именуемый также Вратарницей, был установлен у ворот Московского Кремля.

«Прошу учесть, что это не домовый храм ФСБ, а обычный приход, - сказал настоятель храма иерей Валерий Баранов. - Для православных жителей района это реально благая весть, поскольку в Очаково-Матвеевском на 91 тысячу населения приходятся лишь два храма. Число желающих помолиться в них столь велико, что на воскресных службах и по праздникам половина верующих попросту стоит на улице».

Храм «о пяти куполах» выдержан в традициях древнерусского зодчества. Центральный купол выполнен в виде высокого шатра, внутри которого устроена звонница (до конца месяца строители закончат монтаж его декоративных элементов). Здесь разместились 13 колоколов, самый большой из которых весит три тонны. Четыре боковых луковичных купола - золотые.

Поскольку архитектура храма объединяет черты церквей разных веков, его колокола тоже выполнены по-разному. Часть из них выполнена в технике Федора и Ивана Маториных и Флора Терентьева, отливавших знаменитый «ростовский звон», другие - в технике XIX века. Образцом для них послужили некоторые исторические колокола Данилова монастыря (возвращенные столице Гарвардским университетом). «Звон колоколов будет приятным для слуха и не очень громким. И все же слышать его можно будет в радиусе 2-4 километров», - отметил старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов.

Храм Иверской иконы Божией Матери рассчитан на тысячу человек. Его площадь 1,3 тыс. кв. метров, высота - 57 метров. Он состоит их двух церквей: верхней - на 800 молящихся, и нижней - на 200 прихожан.

Проект убранства храма разрабатывает заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств по церковной живописи Алексей Живаев, оформлявший храм Христа Спасителя в Москве. Резными деревянными иконостасами занимается группа художников под руководством Никиты Нужного, разработавшего иконостас Морского собора в Кронштадте. Иконостасы обеих церквей уже изготовлены. В сентябре их смонтируют.

Отец Валерий рассказал, что иконы для Иверского храма пишут греческие монахи Нового Афона в скиту Белозерка. «Месяц назад я забрал у них партию для иконостаса нижнего храма», - сказал священник.

На территории храмового комплекса построен дом причта, появятся церковный киоск и автостоянка, будут установлены святые врата. Инвестором и подрядчиком строительства выступает концерн «КРОСТ». Начальник производственно-технического отдела компании Алексей Кузнецов рассказал, что практически все строительно-монтажные работы на объекте завершены. Сейчас строители заняты внутренней и внешней отделкой зданий. Храм после проведения операций по обессоливанию фасадов покрыт снаружи минеральной шпаклевкой, на которую после высыхания нанесут два слоя белой финишной краски. На днях строители начнут грунтовку его внутренних стен. Осталось отделать гранитной плиткой цоколь. В дальнейшем - как только станет возможным из-за усадки храма - художники приступят к нанесению на стены фресковой штукатурки и их росписи. Проект по художественному оформлению интерьеров прошел экспертизу в Патриархии. Другой проект по установке в храме паникадил и бра находится в работе.

Пол в верхней и в нижней церквях будет из природного разноцветного камня. Строители показали куратору рисунок будущих полов.

В середине августа строители планируют закончить все работы на доме причта - просторном двухэтажном здании с медной кровлей, которое украшено снаружи орнаментами из армированного гипсобетона, напоминающим резной камень. Первые этажи займут классы, трапезная, хозяйственные помещения. Второй этаж превращен в огромный зал, где можно проводить коллективные занятия воскресной школы и различные массовые мероприятия.

10 июля строители приступили к благоустройству храмовой территории, расположенной в особо охраняемой природной зоне. «Землю вокруг храма мы хотим превратить в парковую зону. Правда, пока не совсем ясно, как пройдет метро, поэтому мы не можем четко определиться с границами планировки, чтобы внести окончательные изменения в проект, - сказал Алексей Кузнецов. - В этом вопросе мы работаем совместно с Москомприродой, Московским метрополитеном, Комплексом жилищно-коммунального хозяйства города и префектурой. В парке будут установлены беседки, фонтаны, скульптурные группы, святые врата. Территорию обнесут красивым металлическим забором».

«Великолепный проект. В целом он состоялся. Общестроительные работы в основном выполнены. Теперь слово за отделочниками, специалистами по благоустройству территории. Уверен, что строители сделают все, чтобы в сентябре-октябре передать храмовый комплекс церкви и прихожанам», - подчеркнул Владимир Ресин.