timelapse

CITIZENSTUDIO: «Не случившееся будущее. Параллакс истории»

Эссе посвящено самым ярким и масштабным проектам, задуманным для Москвы, но в силу разных причин не реализованным.

20 февраля 2016 года

Накануне праздников мы решили опубликовать увлекательное эссе, написанное архитекторами молодого бюро CITIZENSTUDIO Даниилом Никишиным и Михаилом Бейлиным на основе проекта «Не случившееся будущее. Параллакс истории», который они делали для АРХ Москвы. Эссе посвящено самым ярким и масштабным проектам, задуманным для Москвы, но в силу разных причин не реализованным. Оно начинается с проекта Дворца Труда - одного из героев прошлогодней выставки «Кузница большой архитектуры» в Музее им. Щусева.

CITIZENSTUDIO: «Город многослоен. В нем живет не только видимая материя, но и едва осязаемые следы идей прошлого. Они существуют в нашей памяти, в нашем сознании, приобретают форму легенд. Словно призраки не случившегося будущего они навсегда вплетены в ткань города. Они существуют, лишь изредка отбрасывая тени на залитые светом мостовые или раскаленные крыши.

Поднимаясь над городом мы видим, как проступают тени нерожденных гигантов. Настроения и стремления поколений нашли свое воплощение в грандиозных проектах, способных изменить ландшафты даже самых крупных городов.

Мы бережно, по отрывкам воспоминаний, письмам, чертежам и книгам, воссоздаем эти утраченные образы не случившегося будущего, храня их и поддерживая.

Мы не вольны выбирать историю, написанную предыдущими поколениями, мы лишь документируем явления, утрату и противостоим стремлению времени „заморозить“ память о них».

ДВОРЕЦ ТРУДА. Проект братьев Весниных

Значительным событием в архитектурной жизни СССР был конкурс на Дворец труда в 1922-1923 гг., который хотели разместить на проспекте Маркса. Дворец труда должен был объединить функции общественного и культурно-просветительного центра. Среди всех конкурсных проектов значимым является предложение Александра и Виктора Весниных, воплощавше в себе прогрессивные идеи новой архитектуры - конструктивизма.

Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис. Проект не был осуществлен, хотя впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий.

CITIZENSTUDIO: «Территория Охотного ряда хранит в себе следы монументальной, массивной архитектуры. На месте печально известной реинкарнации гостиницы Москва, должен был появиться Дворец Труда по проекту братьев Весниных, ставший, по большому счету, предвестником волны архитектурных конкурсов на переустройство города под новую идеологию, на создание икон нового мира. Словно корабль, перерезая небо ажурными растяжками, тросами и флагами, вздымается невидимая громада здания над старыми крышами».

ДОМ АЭРОФЛОТА. Арх. Д.Н. Чечулин

В 1934 г. весь Советский Союз следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва торжественно встречала челюскинцев и спасших их лётчиков, которые первыми были удостоены звания Героев Советского Союза. Их подвиг предложено было увековечить в архитектуре - «Дом Аэрофлота» по проекту архитектора Дмитрия Чечулина должен был стать доминантой площади Белорусского вокзала, там, где Тверская переходит в Ленинградский проспект. В этом здании должны были разместиться все учреждения Аэрофлота, а также их обслуживающие и культурные части.

Чечулин планировал построить белоснежное здание в стиле ар-деко. Тематику сооружения подчеркивала «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков, венчавших семь ажурных арок, повернутых перепендикулярно главному фасаду и составлявших своеобразный портал. Проект реализован не был, но его разработки были применены в дальнейшем при проектировании Дома правительства РФ.

CITIZENSTUDIO: «По своей сути это здание-монумент, возникновение которого было призвано увековечить подвиг летчиков, спасших челюскинцев, и в целом оформить в камне героический образ советской авиации того времени. Здание-пластина длинной своей стороной поддерживало ось Ленинградского проспекта, лицом обращаясь к площади Белорусского вокзала. Интересно, что, несмотря на то, что проект не был воплощен в том месте и в той же форме, всеже переродился и проявился несколькими десятилетиями спустя».

ИНСТИТУТ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ ИМ. ЛЕНИНА. Арх. И. Леонидов

Проект Ивана Леонидова был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 году, где произвел огромное впечатление на публику. Архитектор по максимуму использовал достижения современной техники: Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах («Институт Ленина») имел сложную объёмно-пространственную композицию - большая аудитория в виде гигантской сферы, поднятой над землей на ажурных металлических конструкциях, рядом с ней книгохранилище в форме вертикального параллелепипеда, а также корпуса лабораторий и кабинетов для научной работы, уходящие в трёх направлениях от центра композиции в зелень парка.

В комплексе планировалось разместить библиотеку на 15 млн томов книг с 5 читальными залами вместимостью от 500-1000 человек и Институтом библиотековедения. Подача книг читателю и обратно в книгохранилище должна была происходить по конвейерной системе. По проекту, внутри сферы также находился лекторий, а при желании можно было организовать планетарий за счет шторы-экрана.

CITIZENSTUDIO: «Образы, использованные Леонидовым в этом знаковом проекте-манифесте, были по своей новизне скорее ближе к материям , к которым приближался Циолковский в своих теоретических работах. Пересечение двух энергетических потоков, двух смысловых осей: городская (Воробьевы горы - Кремль) и ось реки. На этом пересечении возникает образ не принадлежащий земле, живущий словно по каким-то альтернативным законам физики, сформированный смыслами другого порядка».

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ. Арх. Б.М. Иофан, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх

Идея воздвигнуть в Москве гигантский дворец-памятник вождю человечества, великому Ленину, совпала с усилившейся антирелигиозной пропагандой на рубеже 1920-х и 1930-х годов. Строительство Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя должно было стать мощнейшим рычагом в этой компании. Проекты будущего дворца на конкурс присылали даже из-за рубежа, в итоге за основу был принят проект архитектора Бориса Иофана, в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров, которую должен был делать скульптор С. Меркулов.

Конструкция Дворца Советов была уникальна: как и все сверхвысокие здания (420 метров), Дворец должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Техническая сторона в первую очередь предусматривала борьбу с водой, которая должна была вестись при помощи битумизации грунта. Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн. Снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону.

Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но из-за своей затратности регулярно переносилось. В течение многих лет в круглом углублении фундамента функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее был воссоздан взорванный в 1931 году храм.

CITIZENSTUDIO: «Невоплощенный гигант, символ апогея эпохи, проект-свидетель перелома парадигм, проект неоднозначной судьбы, результат беспрецедентного на тот момент архитектурного конкурса. Его образ кристаллизуется в идиллических картинах светлого будущего, каким оно виделось в конце 30-х годов. Именно он стал одним из главных памятников несбывшегося будущего, рисуемого в умах поколений того времени».

НАРКОМТЯЖПРОМ. Арх. И. Леонидов

Здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР предполагалось возвести на Красной площади на месте Верхних торговых рядов. Было проведено два конкурса на проект этого сооружения: в 1934 и 1936 годах. В разработке концепции участвовали самые известные советские архитекторы того времени, включая братьев Весниных и Константина Мельникова. Перед архитекторами была поставлена задача разместить новый объем, композиционно увязав его с ансамблем Красной площади.

Все представленные на конкурсы проекты предполагали строительство грандиозного по масштабу здания, любое из которых кардинально поменяло бы облик столицы. По замыслу Ивана Леонидова, Дом Наркомтяжпрома стал бы новой доминантой центра столицы - устремленная вверх вертикаль, намного превышающая окружающую застройку, в ансамбле с колокольней Ивана Великого. Архитектор очень внимательно относится к поиску силуэта нового объема, ему, в отличие от большинства участников конкурса, было важно не просто вписать здание в ансамбль Красной площади, но также соблюсти пропорциональные соотношения нового здания и исторического окружения.

CITIZENSTUDIO: «Одним из главных архитектурных символов несбывшейся утопии светлого будущего, нарисованного новой властью, по праву можно считать конкурсный проект здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова. Конкурс стал одним из самых заметных событий в архитектурном мире середины тридцатых годов, собрав плеяду знаменитых имен. Проекты отличало нечто общее - образ здания-мечты, стремления к небу, воспарение над старым миром. Особенно ярко это стремление чувствуется в проекте Леонидова. Две башни, противопоставленные друг другу, разные как по силуэту, материалу, так и по сути, в то же время сплетаются в удивительном, гармоничном танце и устремляются ввысь, в бесконечность».

Изображения: CITIZENSTUDIO

archsovet.msk.ru