timelapse

Программа "Городские технологии": газоснабжение Москвы

5 сентября 2015 года

Газовое хозяйство Москвы представляет собой радиально-кольцевую многоступенчатую сеть газопроводов и распределительных пунктов.

Вокруг мегаполиса проложено так называемое газовое кольцо. Из него газ по магистральным каналам заходит в город. На территории самой Москвы под землей находится почти семь с половиной тысяч километров газопровода. 480 километров - высокого давления, тысячу - среднего, шесть тысяч километров - низкого давления. Весь газ проходит через 378 регуляторных пунктов разной мощности.

"По своим масштабам газораспределительная система Москвы не имеет в принципе аналогов. Ни по организационной внутренней схеме, ни по системе потребителей, ни по протяженности транспортированного газа. Мы сегодня транспортируем порядка 23 миллиардов кубических метров. Это огромная цифра. 23 миллиарда. Это больше 13% добываемого в России газа, в том числе и с европейскими поставками. Можно понять, насколько плотно организована система газораспределения", - рассказывает генеральный директор ОАО "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев.

Масштабная программа модернизации газовой инфраструктуры Москвы проводится последние пять лет. За это время переложили все магистральные газопроводы. Завершается реконструкция головных станций, которые на входе в город сбрасывают давление газа в сети.

"У нас 8 крупных станций прошли полное обновление. Что такое крупная станция: это станция, которая пропускает через себя в один час ну порядка 800 тысяч кубических метров газа. Даже в системе большинства российских городов таких станций нет. Не то чтобы их несколько: в принципе, даже одной станции нет. Вот это крупные станции, и они прошли реконструкцию", - говорит Гасан Гасангаджиев.

Газораспределительная станция "Очаково" - крупнейшая в Москве. Пропускная мощность - до двух миллионов кубометров в час. Этого достаточно, чтобы обеспечить газом средний европейский город.

"В свое время, когда станцию эту вводили, технология была достаточно современной, но с тех пор прошло очень много времени, конечно, оборудование – то, которое обеспечивало газовую регуляцию, оно устарело и морально, и физически. Кроме того, оно не было экологически чистым. Были технологические выбросы, то есть в атмосферу сбрасывались излишки газа из технологического оборудования. По шуму тоже были проблемы. И здесь фактически была промзона", - говорит главный инженер ОАО "Мосгаз" Андрей Горбачёв.

85% всего столичного газа потребляет коммунальный сектор. Но, несмотря на то, что потребности в электричестве и тепловой энергии в Москве постоянно растут, расход газа в городе, наоборот, снижается.

"У нас неуклонно в течение пяти лет подряд падает потребление газа, ежегодно где-то от трех процентов в год. Серьезное снижение, почему? То, о чем мы уже говорили, вводятся энергоэффективные блоки, при том же самом объеме отпуска тепла они потребляют меньше газа за счет того, что у них выше коэффициент полезного действия", - объясняет Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы.

В 2015-16 годах будет реконструирована последняя магистральная газораспределительная станция Москвы. После этого реновации подвергнутся газовые объекты средней и малой мощности.

Новые технологии санации газопровода

Подсчитано. Для того чтобы технологический износ сетей не превышал нормативного уровня и, соответственно, не росло количество аварий, в Москве нужно перекладывать около ста километров газопровода в год. Еще несколько лет назад задача казалась невыполнимой, но новые технологии позволили выйти на нужные объемы строительства.

Прямо сейчас, пока пригородный поезд везет пассажиров на один из московских вокзалов, под железнодорожными путями идут работы по обновлению или, как говорят специалисты, санации газопровода. Современный метод прокладки коммуникаций носит название "Феникс".

Чтобы восстановить газопровод обычным способом, пришлось бы остановить движение поездов, снять рельсы и вырыть траншею длиной 60 метров. Работы заняли бы не меньше суток. По новой технологии достаточно вырыть котлованы с двух сторон от железнодорожной насыпи и врезаться в газопровод. Заменить его полностью нельзя, зато можно ввести внутрь старой трубы новую. На все уходит два с половиной часа.

Предварительно специалисты очищают старый газопровод мощным потоком воды. Потом в просвет запускают робота, который обследует внутреннюю поверхность трубы. Уже после этого можно приступать к основному этапу. Технология не только быстрая, но и безопасная для самих рабочих.

"Люди работают только в котлованах - приемном и рабочем. Вся техника, которая занята в этом процессе, она проходит по трубе с помощью пультов - управляемые машины. Это такие машины как фреза - гидроочистка, которая очищает полость трубы, робот, который делает телеметрию, снимает и подает на монитор изображение и полимерный рукав", - рассказывает Людмила Раевская, начальник управления подрядной организации.

Основной этап - прокладка новой полимерной трубы, которую называют "чулком". Сравнение не случайное, труба как бы вложена сама в себя и смазана клеем. Под давлением она разворачивается в полости старой трубы и принимает ее форму.

"Полимерный шланг - чулок с эпоксидным клеем под большим давлением проходит у нас по трубе. Через определенное время он должен застыть и полимерный шланг-чулок примет форму этой трубы, а старая труба будет являться непосредственно футляром для газопровода", - объясняет прораб Денис Дмитриев.

Чтобы ускорить застывание клея, в уже обновленный просвет газопровода нагнетают пар температурой выше ста градусов. На выходе его собирают и выпускают через специальный прибор, который здесь называют самоваром.

Клей и полимерный чулок останавливают дальнейшую коррозию и разрушение старого газопровода. Но даже если металл полностью обветшает, новая труба прослужит минимум 40 лет.

Более 80% газораспределительных сетей в Москве проложено в труднодоступных местах. Там, где земляные работы чреваты заторами и другими нарушениями ритма большого города, применяются новые технологии прокладки труб.

"По итогам диагностики 2014 года, всего подлежат реконструкции 0,3% от общего количества газопроводов. Часть из этих газопроводов будет реконструирована с применением метода санации. Его особенность в том, что его можно применять, не прерывая движения на железной дороге, на водной магистрали, на магистралях города", - говорит Андрей Горбачев, главный инженер ОАО "Мосгаз".

Строительство новых газопроводов сегодня также ведется бестраншейным методом. Москва, реализуя энергетическую стратегию, строит, реконструирует ТЭЦ, подводя к ним новые газопроводы. С помощью проходческого щита высокой точности в ближайшие полгода должны проложить семь километров новых газовых коммуникаций.

"Что это такое? Это подземная проходка щитовая, на глубине от 10 до 15 метров. Фактически вот в тех же технологиях, что строится метро. Чтобы сократить длительное строительство и как-то исключить тот дискомфорт. В связи с которым могут получать москвичи вред в результате нашей деятельности. Ну, если строить традиционным способом такую трубу, то это три года", - говорит Гасан Гасангаджиев, генеральный директор ОАО "Мосгаз".

Сергей Филатов - водолаз с 15-летним стажем, а еще он дефектоскопист. Сейчас Сергей готовится погрузиться на дно Москвы-реки, чтобы обследовать Новодевичий дюкер. Это газопровод длиной 220 метров, проложенный по дну столичной водной артерии. Таких в Москве 15 и проверять их нужно постоянно.

На глаз состояние трубопровода определить невозможно и-за мутной воды в реке. Поэтому водолаз поднимает со дна тину и грязь. Практически все обследование проходит наощупь.

Судно тоже специализированное. Оно оборудовано высокоточной эхо-локацией, которая позволяет прощупать дно и убедиться в том, что газопровод не снесло течением.

"Москва-река, хоть и достаточно спокойное течение имеет на внешний вид, но при этом объем воды перемещаемой достаточно большой. И при этом происходит иногда подмыв газопроводов, перемещение самого газопровода. Вот это все с помощью этого новейшего оборудования можно отследить, причем, достаточно точно", - рассказывает Андрей Горбачев, главный инженер ОАО "Мосгаз".

Все московские дюкеры были построены еще в 60-е годы прошлого века. В 90-х их санировали и на 40 лет продлили срок службы. Теперь нужно лишь проверять их состояние. Новодевичий, который питает ТЭЦ-12, комплекс Москва-сити, а также жителей Центрального и Западного округов столицы, после всех обследований оказался в порядке.

Профилактика комплекса Вечного огня в Александровском саду

Пламя переносится факелом на временную горелку. Звезду мемориального комплекса поднимают. Проверяют запальники. В случае необходимости меняют платиновую спираль. После этого звезду и пламя возвращают на место.

Горелку для Вечного огня разработали в 1967 году на заводе имени Хруничева. Бесперебойное горение она обеспечивает почти уже полвека.

"В этом горелочном устройстве предусмотрено специальные камеры резервирования огня. Даже если предположить, что сильным порывом ветра сдует верхнюю часть факела, то их этой камеры резервный огонь, он мгновенно зажжет новую порцию газа, и вы даже на глаз не определите, что произошел отрыв пламени основного", - рассказывает Андрей Горбачёв, главный инженер ОАО "Мосгаз".

"А самое интересное, что если вы посмотрите на обычную горелку, то вы наблюдаете голубое горение пламени: газ горит голубым цветом. Это правильное горение. Но днем мы бы такой цвет не увидели бы здесь. Если вы обратите внимание, он всегда насыщенно желтый. Это сделано специально, чтобы в любой, даже самый яркий, световой день было видно горение, чтобы люди не сомневались, что Вечный огонь сохраняется", - отмечает Гасан Гасангаджиев, генеральный директор "Мосгаза".

vesti.ru