Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Станция метро «Текстильщики»: ритмичная геометрия над головой и гранит под ногами

Темы в материале

Пространственная композиция потолка и контурная цветная подсветка украсят станцию «Текстильщики» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.

Начальник архитектурно-строительного отдела Дмитрий Бойцов и главный архитектор проектов Артем Потехин из ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» рассказали порталу Стройкомплекса о деталях композиции, которая создает динамичный образ станции.

 

Дмитрий Бойцов   Артем Потехин
 

 

– В каком виде предстанет перед пассажирами станция «Текстильщики»?

– Дизайн лаконичен и минималистичен. Он основан на контрасте простых по геометрии и цветовым решениям стен и пола, и в то же время геометрически сложной потолочной композицией платформ.

Потолок станет главной узнаваемой особенностью станции. Его проемы будут с закарнизным светом, который отражается от второго уровня потолка, расположенного выше.

 

 

Такой прием вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка – образная связь с названием станции «Текстильщики». Потолок вестибюля выполнят в похожем стиле. Также на всех уровнях станции появится контурная цветная подсветка.

Минималистичный дизайн поверхностей стен и пола дополняется активной геометрией потолка. Это позволяет акцентировать внимание пассажиров на элементах навигации. Цветовая гамма интерьеров черно-белая с цветной фрагментарной подсветкой.

 

 

– Какие материалы будут применены, чтобы добиться такого динамичного образа в интерьере станции?

– Мы планируем использовать потолочные алюминиевые панели на каркасной подсистеме крепления. На стенах будет мрамор и металлические панели, гранит на полах. Все эти материалы опробованы на десятках станций и обеспечивают долгую и беспроблемную эксплуатацию.

– Какой будет станция «Текстильщики» с учетом того, что этот участок БКЛ двухпутный? 

– «Текстильщики» выполнены с боковыми посадочными платформами, а для максимального удобства пассажиров на станции появятся эскалаторы с доступом на каждую платформу.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

У «Текстильщиков» два вестибюля. Один – подземный, в северной части станции. Вход будет расположен возле подземного перехода под железнодорожными путями. Наземный вестибюль появится в южной части станции. Его планируется совместить с будущим ж/д переходом.

Дизайн-проект наземной части станции БКЛ сделан также минималистично функциональным. В качестве отделочных материалов задействуют плоские прямоугольные металлические панели белого, серого и синего цвета, а также крупноформатное безрамочное остекление, что деликатно дополнит архитектурную композицию.

 

 

 

Какие еще дизайн-проекты предлагались для этой станции?

– Были разные архитектурно-художественные идеи. Однако их не приняли либо в связи со сложностью замысла и возможными проблемами при реализации, либо из-за несоответствия образа контексту района размещения станции.

 – Что сейчас происходит на стройплощадке?

– Сейчас сооружаются основные конструкции станции. Выполнены значительные объемы по возведению железобетонных конструкций, впереди – продолжение работ по насыщению станции инженерными коммуникациями и оборудованием, а также отделка и архитектурно-художественное оформление.

– Как изменится транспортная ситуация после открытия станции?

– Однозначно улучшится. Реализация пересадочной станции решит ряд транспортных проблем:

  • перераспределятся потоки на въезде в центр Москвы с периферийных направлений за счет открытия БКЛ;
  • у жителей района Текстильщики появится возможность быстрой транспортной доступности к другим районам;
  • связь с ж/д платформами позволит эксплуатировать пересадочную станцию как полноценный транспортно-пересадочный узел.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
  • ТПУ
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?

ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Это позволит пассажирам сократить время в пути. В некоторых ТПУ создадут комфортную пересадку «сухие ноги» – пересесть с одного вида транспорта на другой можно будет с помощью теплых надземных и подземных переходов. Они защитят от дождя и холода.

 

Назад

Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ можно разместить коммерческие, социальные, спортивные объекты и создать рабочие места.

Для комфортного пребывания ТПУ оборудуют лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты смогут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.

 

Назад

Основная задача перехватывающих парковок – принять транзитный личный транспорт жителей столичного региона, которые едут на работу в Москву.

Такие парковки уже появились на отдаленных от центра станциях метро на месте стихийных ларьков и хаотичной парковки. Также там оборудовали удобные пешеходные дорожки и зоны ожидания пассажирского транспорта, сделали понятную навигацию.

Стоянка автомобилей на перехватывающей парковке бесплатна с 6:00 до 02:00. Плата не взимается при совершении не менее двух поездок в метро с момента постановки автомобиля на парковку по одному проездному документу, действующему в метро. Последний вход в подземку должен быть осуществлен на станции, отличной от той, вблизи которой располагается перехватывающая парковка.

Назад

На данный момент:

  • 134 капитальных ТПУ находятся в работе;
  • транспортную часть 55 ТПУ построят на базе станций метро за счет бюджета города;
  • по 16 проектам ТПУ определены инвесторы.

 

Назад

В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Площадь ТПУ – 15,5 га, пассажиропоток составит 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли:

ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис», где создано более 6 тыс. рабочих мест. В Северном округе формируется ТПУ «Ховрино» на базе одноименной станции метро. В его состав войдет международный автовокзал Северные Ворота. Он уже открыт, а в марте 2020 года начнет принимать международные рейсы.

Кроме того, строится платформа Ховрино-2 Октябрьской железной дороги. В ТПУ появятся пешеходные мосты через ж/д пути в районы Западное Дегунино и Ховрино, отстойно-разворотная площадка общественного транспорта и здание конечной станции, перехватывающие парковки.

ТПУ «Ховрино» будет готов в 2020 году.
 

Назад

В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).

Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.

Назад

На станции БКЛ прогнозируется более 35 тысяч пассажиров в час пик в обоих направлениях, из них 22 тысячи – это движение на пересадку.

– Как вы относитесь к необычным и смелым дизайн-проектам станций метро?

– Сотрудничество с современными скульпторами и художниками уместно в зависимости от архитектуры станции. Произведения искусства не должны быть случайными. Они должны стать частью архитектурно-художественного синтеза.

К смелым и необычным решениям мы относимся позитивно и в своих проектах стремимся их использовать. В дизайне наших станций есть много примеров, которые положительно воспринимаются как пассажирами, так и руководством строительного комплекса.

Например, среди идей к реализации есть фонтаны на станциях, естественное озеленение, система зеркал для доступа солнечного света, кинетическая облицовка с динамичными композициями и декоративными элементами, меняющими конфигурацию и положение при движении поездов, и многое другое.

Однако помимо желаний архитекторов создать уникальный знаковый объект, который мог бы стать достопримечательностью района, есть факторы, связанные с вопросом реализации и эксплуатации этих решений.

Поэтому воплощение в жизнь смелых и необычных проектов – это сложная комплексная задача, которая решается при участии и содействии всех сторон в строительстве метро.

Елизавета Бондаренко