На карте Московского метрополитена Некрасовская линия – 15-я по счету. Решение о строительстве принял мэр столицы Сергей Собянин в 2011 году. В проектировании принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Беларуси.
Строительство началось в 2012 году и велось этапами. Новая ветка стала дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, работавшего в режиме сильной перегрузки. Также с ее открытием снизилась нагрузка на Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали.
Метро стало ближе для миллиона человек – жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также Люберец и других близлежащих городов Подмосковья. Их экономия времени в пути теперь составляет до 30 мин. в день.
Линия состоит из восьми станций: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино», «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская».
В 2019 году открылись четыре станции первого этапа строительства и в начале 2020-го – еще четыре.
Первый участок со станциями «Косино» (пересадка на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка» был запущен 3 июня 2019 года.
Для технического обслуживания, ремонта и отстоя подвижного состава Некрасовской линии ввели электродепо «Руднево».
Лейтмотив интерьера – лунная ночь. Колонны облицованы металлокерамическими панелями жемчужно-серого и белого цвета и напоминают лунный камень. Светильники, встроенные в стены и потолок, создают образ ночного неба.
Путевые стены облицованы металлокерамическими панелями рубиново-красного цвета. Подвесной потолок по периметру кассового зала выполнен из металлических панелей со встроенными линейными светильниками, подчеркивающими основные направления пути движения пассажиров. В отделке вестибюлей присутствует тема ночного неба.
Полы вестибюлей украсили светло-серым и темным гранитом. Для маломобильных людей в полу предусмотрены полосы из гранитных плит с рифлением. Цветом и фактурой выделены зоны перед препятствиями на пути движения пассажиров.
Станция «Некрасовка» расположена вдоль ул. Покровская, между проспектом Защитников Москвы и ул. Рождественская.
Колористическое решение станции «Лухмановская» основано на цветовой палитре заката. Основные поверхности имеют природные оттенки серого, бежевого и серо-коричневого цвета. Пол платформы украсил темно-зеленый гранит. Ярким акцентом стали оранжевые путевые стены.
Художественный образ станции – лунная дорога. Над путями сделали вентиляционные каналы, а в те, что ближе к краю платформы, встроили светодиоды. Колонны с подсветкой, отражаясь, усиливают архитектурный образ.
Спокойная, светлая, теплая цветовая гамма создает эффект умиротворения. Основные поверхности имеют природные оттенки серого, бежевого и серо-коричневого цвета.
Акцентом стала стена изумрудного цвета. В отделке использовали гранит, алюминиевые, металлические и металлокерамические панели.
Станция расположена вдоль ул. Дмитриевского, между ул. Салтыковская и Татьяны Макаровой.
Интерьер станции напоминает о достопримечательности района – трех озерах: Белое, Чёрное и Святое. Глянцевый подвесной потолок, собранный из треугольных элементов с перфорацией, создает эффект мерцания воды.
Пол украсил гранит. На платформенные колонны установили алюминиевые панели цвета «бриллиантово-шампанский металлик». Стены вестибюлей и кассовых залов облицованы белым и кремово-пятнистым саянским мрамором.
Станция расположена между Лермонтовским проспектом и путями Казанского направления МЖД. Она мелкого заложения, с островной платформой и выходами к ж/д платформе Косино и на Лермонтовский проспект.
В начале 2020 года состоялся техпуск второго участка, включающего станции «Нижегородская» (с пересадкой на БКЛ), «Стахановская» «Окская», «Юго-Восточная», а уже 27 марта по нему запустили пассажирское движение. Вместе с ним открыли станции «Авиамоторная» и «Лефортово» Большой кольцевой линии, которые работали в составе Некрасовской ветки до полного запуска БКЛ.
Станция мелкого заложения, может принимать поезда сразу двух линий – Некрасовской и Большой кольцевой, благодаря двум островным платформам, на которые одновременно могут приходить четыре поезда.
В дизайне «Нижегородской» отражен образ конструктора «Лего». Станцию поделили на части с помощью цвета, что служит пассажирам удобной навигационной системой.
Потолки в кассовых залах, путевые стены и прямоугольные колонны платформы сделали желтыми и оранжевыми. Яркие решения в интерьере контрастируют с серым и черным цветом. Освещение станции тоже контрастное: от теплого желтого до холодного синего, прямого и отраженного.
На потолке разместили алюминиевые панели, стены и карнизы украсили современной графикой.
Переходы, вестибюли платформы облицованы керамогранитом и натуральным камнем. Пол станции покрыли шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков.
Конечный интерьер «Нижегородской» представлен в виде больших разноцветных элементов, которые складываются в простые формы.
Станция находится между ул. Верхняя Хохловка и шоссе Фрезер возле пересечения с Рязанским проспектом. Территорию рядом с выходами из нее благоустроили: обустроили три новые остановки наземного транспорта, тротуары замостили гранитном, разбили газоны и цветники.
«Нижегородская» стала частью одноименного московского городского вокзала – одного из крупнейших в столице. Он объединяет метро, МЦК, железнодорожный и наземный транспорт.
Расположена на пересечении Рязанского проспекта и 2-го Грайвороновского проезда. Станция мелкого заложения, есть один вестибюль с выходом к Рязанскому проспекту, жилой и общественной застройке, остановкам наземного пассажирского транспорта.
«Стахановская» оснащена четырьмя эскалаторами, тремя лифтами и подъемником для маломобильных граждан.
Станцию оформили в стиле конструктивизм. Колонны из гранита вдоль путевых стен сделали похожими на станки советских рабочих, белые плафоны-трубки на потолках напоминают перекрытия заводских помещений.
В оформлении использовали гранит и металл. Основными цветами стали красный, серый и черный.
Территорию рядом с выходами со станции благоустроили: установили четыре остановки наземного транспорта, тротуары замостили гранитом, разбили газоны и цветники, высадили 64 дерева и 155 кустарников, установили скамейки, светильники и урны.
Станция находится у примыкания улиц Окская и Паперника к Рязанскому проспекту. Она мелкого заложения, есть вестибюль с выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к ул. Окская, Паперника, 3-я Институтская, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного общественного транспорта. Оснащена пятью эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных граждан.
На станции создали иллюзию реки с кругами на поверхности воды. Архитекторов вдохновила расположенная неподалеку улица, названная в честь реки Оки. Основным цветом для оформления станции стал синий. В его оттенках оформлены кассовый зал, вестибюли и платформа.
Главным элементом дизайна стал потолок: его украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около 5 м. Мерцающие окружности на синем фоне потолка создают иллюзию течения реки с кругами на воде.
Стены платформы выполнены из керамогранита, а пол выложен светло-серым гранитом.
Территорию рядом с выходами со станции благоустроили: установили четыре остановки наземного транспорта, тротуары замостили гранитом, разбили газоны и цветники, высадили 23 дерева и 1045 кустарников, установили скамейки, светильники и урны.
Также для перехода через Рязанский проспект и Окскую улицу построили пешеходный переход. Его открыли в январе 2020 года.
Станция мелкого заложения, расположена вдоль ул. Ферганская, на пересечении с ул. Ташкентская. Имеет выходы на обе стороны Ферганской и Ташкентской улиц, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного общественного транспорта.
Пешеходные переходы, совмещенные со входами в метро, открыли досрочно, не дожидаясь начала работы станции:
«Юго-Восточную» оформили в стиле среднеазиатских дворцов. Потолок украсили плафоны в виде куполов минаретов, а разделительная стена между платформами напоминает перевернутые арки с зубцами.
Цветовое решение также отсылает к среднеазиатским строениям – станцию выполнили в бежевом, желтом, черном и сером цветах.
Пол станции покрыли коричневым гранитом, потолок – декоративной черной штукатуркой, стены –травертином, полированным или шлифованным известняком.
Над платформами смонтировали системы вентиляции, которые при пожаре будут вытягивать весь дым со станции.
Второй участок Некрасовской ветки строили с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) диаметром 10 м. Эта технология предусматривает сооружение одного большого тоннеля, в котором проходят сразу два пути. Поезда едут посередине, а платформы располагаются по краям.
В советские годы двухпутные тоннели строили в первых очередях московского метро, но в основном использовался ручной труд и средства малой механизации. Так, двухпутные тоннели есть на участках «Александровский сад» — «Смоленская» Филёвской линии, «Красные Ворота» — «Сокольники» и «Парк Культуры» — «Библиотека имени Ленина» Сокольнической, а также «Сокол» — «Аэропорт» Замоскворецкой линии. На некоторых участках пути противоположных направлений отделяли бетонной колоннадой. Затем из-за условий работы вентиляции стали ставить глухую стенку. При индустриальном строительстве, когда метро прокладывали открытым способом, на небольшой глубине, было удобно сооружать в едином котловане конструкции двухпутного тоннеля, даже если пути были изолированы друг от друга.
С изобретением технологии проходки тоннелей мелкого заложения щитами, сначала простыми, а потом механизированными, их стали строить однопутными. С внедрением «десяток» было принято решение снова возводить двухпутные, но уже по новым технологиям.
Необычной станцией на розовой ветке стала «Нижегородская». Она общая сразу для двух линий метро – Некрасовской и БКЛ. Там две платформы и четыре пути: посередине рельсы для розовой ветки, а по бокам – для БКЛ. По такому же принципу работают станции «Китай-город» и «Парк Победы».
Все станции розовой линии выполнили в едином стиле. Для них характерно единообразие технических решений и похожии конструкции.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве