112 выездных проверок проведено на строящихся объектах столичного метро с начала года, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
«Строительство метрополитена требует повышенного внимания надзорных органов. Поэтому на нас лежит важная задача по контролю каждого этапа работ на объектах столичной подземки в рамках программы проверок. По итогам шести месяцев мы провели уже более 100 проверок качества работ и применяемых материалов», – сказал Игорь Войстратенко.
Сейчас на особом контроле ведомства находится строительство Троицкой линии от станции «Крымская» до «Коммунарки» и Люблинско-Дмитровской линии от станции «Лианозово» до станции «Физтех».
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Помимо этого, контрольно-надзорные мероприятия состоялись на территории семи электродепо: «Выхино», «Руднёво», «Южное», «Аминьевское», «Владыкино», «Нижегородское» и «Саларьево».
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Также проверки проходили на восточном, северо-восточном и южном участках Большой кольцевой линии, которая уже введена в эксплуатацию.
Председатель Мосгосстройнадзора отметил, что на ряде объектов специалисты выявляли нарушение требований безопасности при проведении работ на стройплощадках и др.
«Зафиксировать нарушения помогает инструментальный контроль, который осуществляет подведомственный Центр экспертиз. В первом полугодии его специалисты приняли участие в 35 проверочных мероприятиях и составили 589 экспертных заключений на основании проведенных испытаний и исследований. В результате контрольно-надзорной деятельности был оформлен 241 протокол об административных правонарушениях. За их устранением установлен строгий контроль», – подчеркнул Войстратенко.
Помимо традиционного формата выездных проверок, Мосгосстройнадзор активно проводит профилактические мероприятия, призванные предотвратить возможные нарушения.
«Наши специалисты осуществляют профилактические визиты, консультируют участников строительства объектов метрополитена и выдают им предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в строительной сфере. Всего наши специалисты за шесть месяцев провели 371 профилактическое мероприятие», – добавил глава ведомства.
По итогам первого полугодия Мосгосстройнадзор выдал 10 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов метрополитена. Были сданы оставшиеся участки Большой кольцевой линии метро, завершены очередные этапы реконструкции электродепо «Планерное» и «Нижегородское». Также введен в эксплуатацию Единый диспетчерский центр Московского метрополитена на Дмитровском шоссе.
В целом под контролем специалистов Мосгосстройнадзора находится 92 строящихся объекта метрополитена.
Строительство метро в Москве