Опыт строительства парка «Зарядье» в части благоустройства, формирования дорожно-тропиночной сети, навигации и эффективного распределения потоков посетителей применяется при создании объектов ряда транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) столицы, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
По его словам, ТПУ – это крупный инфраструктурный объект, как правило, объединяющий и обеспечивающий удобную пересадку между разными видами транспорта, интегрированный в действующую городскую среду.
«В ряде транспортных хабов столицы предусмотрено создание мультифункциональных общественных пространств с парками, зонами отдыха, парковками, спортивными и детскими площадками и другими объектами, обеспечивающими комфорт пассажиров и местных жителей. Опыт, полученный специалистами Мосинжпроекта при работе над парком «Зарядье», в части удобной логистики и навигации, уникального благоустройства оказался востребован при формировании многих объектов сети ТПУ Москвы», – сказал Андрей Бочкарёв.
Подобные объекты в ТПУ сейчас активно создаются и развиваются на базе уже действующих и строящихся станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – один из участников программ развития сети ТПУ столицы, генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций московского метро) Юрий Кравцов уточнил, что в ТПУ на базе станции БКЛ «Нагатинский Затон» появятся зоны отдыха, прогулочные маршруты, беговые и велодорожки, а также удобные подходы от метро к автобусным остановкам и парковкам.
«Основным элементом благоустройства другой строящейся станции Большого кольца – «Марьина Роща», которая также станет частью нового ТПУ, стали газоны овальной формы большого размера, между которыми укладывают гранитные дорожки, ведущие от станции к остановкам наземного транспорта, жилой и деловой застройке», – пояснил Юрий Кравцов.
Глава инжинирингового холдинга добавил, что на базе ряда станций БКЛ уже созданы и продолжают свое развитие крупные транспортные узлы. Так, «Кунцевская», открытая в декабре 2021 года в составе участка из десяти станций БКЛ, соединена с двумя линиями метро и платформой первого маршрута Московских центральных диаметров.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Территория возле станции представляет собой пространство для отдыха со сложным рельефом, частично скрывающим технические сооружения метро, здесь обустроен амфитеатр, установлены поворотные парковые кресла и качели.
Внешний вид благоустроенной территории перекликается с интерьером новой станции «Кунцевская» за счет дизайнерских решений и используемых материалов.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
«Можно сказать, что парк «Зарядье» послужил драйвером развития многофункциональных общественных пространств в столице. В 2017 году был открыт первый за 70 лет новый парк в центре Москвы, завоевавший многочисленные престижные премии, например, «архитектурный Оскар» – MIPIM Awards. Этой осенью объект отметил пятилетие, его ежегодно посещают десятки миллионов человек», – заявил Кравцов.
Он подчеркнул, что московский опыт создания многофункциональных общественных пространств, в частности, выполняющих транспортно-логистическую функцию, интересен и регионам.
Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.
Напомним, 28 октября Группа компаний «Мосинжпроект», участник ряда ключевых градостроительных программ Москвы, отмечала 64-ю годовщину со дня основания.
С участием специалистов холдинга спроектировано, построено и сдано в эксплуатацию свыше 125 км линий и более 60 станций метро и 11 электродепо для обслуживания поездов, а также порядка 6 тыс. км дорог, свыше 100 мостов и эстакад, множество инженерных сооружений и знаковых гражданских объектов.
Сейчас ГК «Мосинжпроект» – один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, включенных в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ, лидер ведущих отраслевых рейтингов и обладатель престижных отечественных и международных наград.
Все о развитии ТПУ