Реализацию программы развития метро Нижнего Новгорода обсудили на рабочей встрече губернатора региона Глеба Никитина с генеральным директором группы компаний «Моспроект-3» Анной Меркуловой, сообщили в Стройкомплексе Москвы.
«Коллеги из Моспроекта-3 активно работают над продлением метро в нагорной части города. Сейчас важно сохранить этот темп уже в ходе строительства, как на Автозаводской, так и на Сормовской линии. Важнейший этап – запуск тоннелепроходческого щита. Предполагается, что он начнет свой путь до конца этого года. В ближайшее время подпишем контракт и на продление Мещерско-Сормовской ветки, на этот год планируется разработка проектной документации», – сказал Глеб Никитин.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Нижегородская область – один из регионов-лидеров по использованию инструментов «инфраструктурного меню», созданного по инициативе президента России Владимира Путина.
Как отметила Анна Меркулова, Моспроект-3 является первой проектно-строительной компанией полного цикла, участвующей в программе «инфраструктурного меню».
«Благодаря собранным в компании компетенциям, а также уникальному опыту, полученному нашими специалистам в ходе реализации программы развития московского метрополитена и сложных инфраструктурных проектов, мы успешно выполняем работы по проектированию и строительству нового участка Автозаводской линии нижегородского метро», – подчеркнула Анна Меркулова.
По словам генерального директора, реализация проекта поможет улучшить транспортную доступность нагорной части Нижнего Новгорода и разгрузить дороги. Кроме того, за счет создания регионального подразделения компании в Нижнем Новгороде появятся рабочие места для горожан.
«Сейчас ведется освобождение площадок под строительство двух новых станций, «Площадь Свободы» и «Сенная», также идет переустройство инженерных коммуникаций и подготовка трех тоннелепроходческих комплексов, один из которых впервые в истории российского метростроения носит мужское имя – «Владимир», – добавила Меркулова.
Все о строительстве метро
Информационная служба портала