Стенд компании «Мосинжпроект» награжден дипломом «За инновационный подход и самую технологичную экспозицию» на 25-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
«Мы подошли со всей ответственностью к созданию экспозиции, посвященной нашему флагманскому проекту – развитию Московского метрополитена и, в частности, созданию Большой кольцевой линии. Нашей целью было наглядно представить гостям выставки посредством виртуальной схемы Большого кольца, что ждет столицу в результате работы, и высокая оценка свидетельствует о том, что нам это удалось», – отметил Юрий Кравцов.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Холдинг «Мосинжпроект» – оператор ключевых градостроительных программ правительства Москвы, официальный партнер и экспонент выставки.

По словам Кравцова, наибольший интерес участников и посетителей «АРХ Москвы» вызвал презентованный на стенде в виде архитектурного макета и 3D-ролика, создаваемый силами холдинга транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская», объединяющий две станции метро Некрасовской линии и БКЛ, одноименную станцию МЦК Нижегородская и платформу Карачарово, которая в дальнейшем станет частью МЦД-3.
Архитектурный макет крупнейшего ТПУ Москвы благодаря раздвижному элементу продемонстрировал не только наземную, но и подземную часть ТПУ, включающую гигантский станционный комплекс двух линий метро – «Нижегородская».
Директор по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Денис Есипов рассказал об основной концепции экспозиции холдинга.
«В этом году на концептуальную идею стенда «Мосинжпроекта» нас вдохновили философские рассуждения Платона о соотношении единого и многого. Рассматривая схему метро отдельными, не связанными друг с другом фрагментами, можно задаться вопросом – где же логика? Почему трассировка линий метро спроектирована именно так, а не иначе? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно объединить отдельные фрагменты в единое целое, то есть, соединить многое в единое. И тогда мы увидим целостность и логичность схемы», – сказал Есипов.

Таким образом, использование на стенде виртуальной схемы БКЛ и качественного фото- и видеоконтента по строящимся станциям помогло гостям и участникам выставки составить объективное представление о перспективе реализации программы развития столичной подземки.
«С точки зрения отдельных участков линии, которые уже построены и успешно эксплуатируются, глобальность замысла проекта не очевидна, но когда все станции БКЛ будут сданы и замкнутся в кольцо, то многое станет единым, а транспортная система Москвы станет еще более гармоничной и комфортной», – заключил Есипов.
Стенд холдинга «Мосинжпроект» стал одним из самых посещаемых на выставке. Экспозицию также осмотрели руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, руководители «Мосинжпроекта» и ведущие эксперты строительной отрасли Москвы.
Напомним, «АРХ Москва» – одна из старейших выставок архитектуры и строительства в столице. Каждый год авторитетные российские, зарубежные дизайнеры и архитекторы презентуют здесь инновации в области градообразующего проектирования, строительства и оформления пространств.
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» ежегодно принимает участие в крупнейших конкурсных и выставочных мероприятиях: Международная выставка коммерческой недвижимости MIPIM, Московский урбанистический форум, «Лучший реализованный проект в области строительства», Международная премия архитектурного портала ArchDaily и других.
За что платят покупатели жилья в небоскребах?
В столице назван архитектор года