Строительство одной из самых глубоких станций московского метро – «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ) – завершено на 98%. О ходе работ и дизайне объекта – в нашем материале.
Станция строится вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи. Единственный вестибюль обеспечит выход пассажиров на улицы Шереметьевская и 2-ю Марьиной Рощи, к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного транспорта.
«Марьина Роща», пожалуй, самый сложный объект БКЛ. Самое глубокое залегание – более 70 метров – и самый большой наклонный спуск – свыше 130 метров», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Станция создается закрытым способом – одним из наиболее сложных в метростроении. Через шахтные стволы, оснащенные вертикальными конвейерами, клетями и бадьями, происходит транспортировка разработанного грунта, доставка материалов, конструкций и оборудования, спуск и подъем людей.
На станции «Марьина Роща» БКЛ метро установят турникеты с возможностью оплаты проезда по банковской карте и организуют понятную навигацию. Вестибюли будут приспособлены для маломобильных пассажиров.

Облик станции выполнен по проекту победителя Международного конкурса – бюро AI Architects. Ее дизайн посвящен эстетике фарфора. Фарфор – обязательный элемент дворянской усадьбы, а станция, как известно, названа в честь графа Шереметева, владевшего усадьбой Останкино.
На платформе стоят колонны, выполненные в виде массивных фарфоровых чайников.

Половину станции выполнят из гранита, а потолок облицуют бесшовными панелями, которые создадут свод. Архитектурная подсветка воссоздаст эффект «бесконечности».

Вестибюль украшают объемные шары диаметром два с половиной метра. Перфорированные панели украсят потолки входного павильона: они облегчат установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь, стены заменят панорамные витражи.

Прилегающую к станции территорию площадью 14,4 тыс. кв. метров благоустроят, когда закончится строительство. Специалисты выполнят озеленение, гранитное мощение и установку малых архитектурных форм.

На станции уже завершены общестроительные работы, подходят к концу архитектурно-отделочные работы, ведется монтаж и пуско-наладка инженерного оборудования. Общая строительная готовность составляет 98%.
«Заканчивается монтаж освещения на платформе и в вестибюле станции «Марьина Роща» БКЛ метро. Эскалаторы длиной 130 метров, соединяющие вестибюль с платформенным участком, – самые длинные в столичной подземке», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
По словам заммэра, на четырех 30-метровых эскалаторах в зоне пересадки на работающую станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии завершается пусконаладка, планируется обкатка.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
На платформе ведется оформление девяти пилонов. Выполнена покраска стен вдоль обоих путей, завершается монтаж водозащитных зонтов на потолке.
Скоро будет выполнена отделка стен, пола и потолка в зоне пересадки на салатовую ветку.
«Марьина Роща» станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, в состав которого войдут Люблинско-Дмитровская линия метро и БКЛ, второй маршрут Московских центральных диаметров (открытие станции МЦД-2 запланировано на 2022 год), а также перспективный МЦД-4 и наземный транспорт.
С запуском станции БКЛ нагрузка на Люблинско-Дмитровскую ветку снизится примерно на 15%. Время поездки сократится на 10-15 минут. На период запуска пассажиропоток оценивается почти в 10 тыс. человек в сутки.
Кроме того, БКЛ обойдет лидера среди подземных колец – вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной 57 км. Длина московского Большого кольца составит порядка 70 км.
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить пересадочные контуры метро.
С БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо, восемь на Московский центральный диаметр «Белорусско-Савёловский» (МЦД-1 Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (МЦД -2 Нахабино – Подольск), 13 пересадок на линии железной дороги.
«Марьина Роща» находится на северо-восточном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, который также включает соединительную ветку в электродепо «Нижегородское» и уже построенные станции «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», временно функционирующие в составе Некрасовской ветки.
Все о строительстве БКЛ метро
Завершается монтаж освещения на станции «Марьина Роща»