В Москве продолжается создание нового радиуса столичной подземки – Троицкой ветки метро. На линии длиной 40 километров разместятся 17 станций. Одна из них – «Новаторская» – станет пересадочной на Большое кольцо метро (БКЛ). В будущем здесь появится крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ).
Станция «Новаторская» строится вдоль Ленинского проспекта около пересечения с улицами Удальцова и Новаторов. Она мелкого заложения, колонная трехпролетная с одной островной платформой и двумя вестибюлями. Из них можно будет попасть на обе стороны Ленинского проспекта, к улицам Новаторов и Удальцова, жилой и общественной застройке, а также к остановкам наземного транспорта.
9 декабря мэр Москвы Сергей Собянин проинспектировал ход строительства объекта.
«Троицкая линия строится полным ходом. Из 11 перегонных тоннелей первой очереди от «ЗИЛа» до «Коммунарки» пройдено семь, семь участков, строятся еще четыре. Ветка очень важная. В зоне ее притяжения проживает или работает около полутора миллионов человек», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
По его словам, практически каждый 10-й москвич почувствует улучшение транспортной ситуации с вводом Троицкой линии. Глава города отметил, что готовность и ход работ по созданию ветки неплохие, запустить участок от «ЗИЛа» до «Коммунарки» намечено в конце 2024 года.

На строительстве станции занято свыше 1 тыс. человек. Работы ведутся круглосуточно. Сейчас готовность «Новаторской» составляет 67%. Завершается возведение основных конструкций станционного комплекса, ведется устройство верхнего строения пути, выполняются архитектурно-отделочные работы.

«Стартовала архитектурная отделка в пассажирской зоне. В частности, ведется облицовка пола платформы двумя сортами сибирского гранита – светло-серым и термообработанным», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Кроме того, на станции стартовал монтаж инженерных систем – устройство кабельных сетей, трубопроводов и воздуховодов. В ближайшее время специалисты приступят к установке оборудования на тягово-понизительной подстанции.

Дизайн станции будет в современном стиле: подвесной потолок и верхнюю часть путевых стен оформят разноформатными шлифованными алюминиевыми панелями с выкрашенными в оранжевый цвет кессонами, пол и два ряда колонн облицуют светло-серым гранитом, а цоколь – черным габбро-диабазом.

На уровне окон вагонов разместятся панели информации с названием станции и схемой линии.
Отделка кассового зала вестибюлей сохранит основную архитектурную задумку станции. Подвесной потолок создадут из треугольных и ромбовидных элементов, составленных из алюминиевых сотовых панелей, анодированных под шлифованную нержавеющую сталь. Между ними разместят линейные светильники.

Стены кассового зала отделают серым мрамором, колонны – полированным черным габбро, пол – серым гранитом и габбро-диабазом. Акцентные вставки зала выполнят из искусственного камня агломерата оранжевого цвета. Над лестницами установят типовые павильоны.
«В отделке применяются материалы отечественного производства, отвечающие современным стандартам», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
В зоне обслуживания «Новаторской» находятся районы Обручевский, Ломоносовский и Проспект Вернадского с населением порядка 240 тыс. человек. В пешей доступности от станции проживают 75,6 тыс. горожан.

Планируется, что «Новаторская» станет крупнейшим пересадочным узлом Троицкой линии, которым на момент ввода будут пользоваться почти 49 тыс. человек в сутки, в том числе станцией Троицкой линии – до 10 тыс. горожан в сутки.

Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток ТПУ «Новаторская» превысит 80 тыс. человек в день.

Троицкая линия метро пройдет от станции Московского центрального кольца ЗИЛ до города Троицка, обеспечив скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий столицы.
Дополнительную ветку подземки получат и Южный, Западный и Юго-Западный административные округа столицы.
Новая линия снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток и позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети.
«ЗИЛ» и «Крымская» станут пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно будет пересесть на БКЛ метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую ветку.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
На станции «Коммунарка» создадут крупный пересадочный узел с Сокольнической линией. В перспективе с «ЗИЛа» организуют переход на перспективную Бирюлёвскую ветку.
Сейчас строятся участки Троицкой линии общей протяженностью 25,2 км с 11 станциями: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка».
Одобрен проект планировки территории в Новой Москве для продления этой линии метро до Троицка.
«Линия от станции «Коммунарка» протянется в городской округ Троицк. В состав этого участка войдут шесть станций метро и электродепо для обслуживания поездов», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Проходку тоннелей перспективной линии выполнят по традиционной для метро Москвы технологии – с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров. Уже построены перегоны на участках от «Новаторской» до «Коммунарки».
Ведется проходка тоннелей на участке «Крымская» – «Новаторская». Готовы перегоны от «Вавиловской» до «Новаторской», а также левый перегонный тоннель между «Вавиловской» и «Академической».
Напомним, с 2011 года в Москве построили 205,9 км линий, 103 станции метро и МЦК и 11 электродепо. Сеть столичной подземки выросла в полтора раза.
Все о строительстве метро
Мэр осмотрел станцию метро «Новаторская»