От ЗИЛа до наукограда
Темы в материале:
В столице ведется поэтапное строительство Троицкой ветки, состоящей из 17 станций. Новая линия обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий Москвы. Где она пройдет, как ведется проходка тоннелей и какими будут новые станционные комплексы?
Троицкая линия длиной 40 км станет одним из самых протяженных радиусов подземки. Она пройдет через юг и юго-запад столицы в Новую Москву. Планируется, что на Троицкой ветке будут организованы пересадки на четыре другие линии, а также МЦК.
Мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что открытия новых станций ждут около 1 млн горожан, которые живут поблизости. Строительство всех реализуемых сейчас станций Троицкой линии кроме «Бачуринской» и «Коммунарки» находится в зоне ответственности ГК «Мосинжпроект».
Линия берет начало в реорганизуемой промзоне, на территории бывшего завода имени Лихачёва в Даниловском районе на юге столицы, где строят станцию «ЗИЛ». Она будет пересадочной на одноименные станции Московского центрального кольца (МЦК) и будущей Бирюлёвской линии.
Сейчас на станции ведется монтаж основных конструкций, тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) «Александра» и «София» прокладывают правый и левый тоннели до станции «Крымская».
«Крымская» строится в районе Донской. Один из двух ее вестибюлей будет совмещен с восточным вестибюлем станции МЦК «Крымская». Станцию украсят парящие светильники в виде чаек-парусов, ассоциативно связанных с морским побережьем Крыма и романтичной корабельной тематикой.
«На «Крымской» начались активные работы. Там сооружается демонтажно-щитовая камера для встречи четырех щитов, два из которых ведут проходку со стороны станции «ЗИЛ» и два – со стороны «Академической», – сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Академическая» возводится на пересечении улиц Дмитрия Ульянова и Профсоюзной. Она станет пересадочной на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро. Декоративно-художественное оформление станции выполнят в виде композиций, нанесенных на путевые стены по обе стороны платформы и боковые стены наклонных ходов эскалаторов. Изображения выполнят в технике, совмещающей в себе современное искусство и классическую живопись.
«На «Академической», куда уже прибыл первый ТПМК со стороны «Вавиловской», практически завершены вынос инженерных коммуникаций и устройство ограждающих конструкций котлована, выполнено более четверти объема запланированных земляных работ», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов. Группа компаний выступает генпроектировщиком и генподрядчиком строительства линий и станций московского метро.
Станция «Вавиловская» строится вдоль Ленинского проспекта, на пересечении с улицами Строителей и Панфёрова. Ее украсят колонны-«галочки» с яркими желтыми вставками. Наклонная облицовка колонн ярко-желтого цвета с мощной центральной балкой и крупные элементы подвесного потолка образуют резко очерченное пространство. Путевые стены и пол облицуют белым мрамором и черным гранитом.
Завершена проходка тоннелей до соседней станции «Новаторская». На стройплощадке ведутся разработка грунта, раскрепление котлованов станционного комплекса и монолитные работы.
Стройка идет по плану
Строительство участка от «Новаторской» до «Бачуринской» со станциями «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская» начался раньше, чем от «ЗИЛа» до «Вавиловской», поэтому его готовность превышает 60%. Здесь пройдены все тоннели. На пяти станциях участка возведены ограждающие конструкции, вынесены инженерные коммуникации, полным ходом идут монолитные работы.
Также утвержден архитектурный облик станций: они выдержаны в современной эстетике и будут иметь ярко выраженный индивидуальный образ.
«Новаторская» возводится параллельно Ленинскому проспекту между его пересечениями с улицами Новаторов и Академика Пилюгина. Она будет пересадочной на одноименную станцию БКЛ.
Потолок станции выполнят из алюминиевых панелей разного формата, имеющих шлифованную поверхность. Кессоны создадут уютную атмосферу. Путевые стены в верхней части будут поддерживать рисунок потолка, некоторые элементы расположатся в глубине, их выкрасят в оранжевый цвет. Два ряда колонн и пол облицуют светло-серым гранитом, цоколь выполнят из черного габбро-диабаза.
На станции ведутся земляные и монолитные работы, продолжается архитектурная отделка служебных помещений, а также проходка и сооружение части тупиков.
Станция «Университет Дружбы Народов» расположена вдоль улицы Академика Опарина у пересечения с улицей Миклухо-Маклая. В шаговой доступности от нее находится ряд столичных вузов, научных и медицинских центров – Российский университет дружбы народов (РУДН), Российский государственный геологоразведочный университет (РГГРУ), Московский университет МВД России, Институт биоорганической химии РАН, НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова и другие социально значимые объекты.
Станция будет иметь ярко выраженный индивидуальный дизайн, выдержанный в современной эстетике. Путевые стены отделают алюминиевыми панелями разного фор мата, анодированными под шлифованную нержавеющую сталь.
Потолок выполнят из крупных алюминиевых элементов со светло-зелеными и светло-синими вставками. Два ряда колонн облицуют светло-серым мрамором. Пол выложат светло-серым гранитом. Подземный пешеходный переход к станции украсит композиция на тему дружбы народов, выполненная из художественного стекла в технике мозаики, цветовое решение которой соответствует традиционному стилю РУДН.
На станции завершены монолитные работы, ведется обратная засыпка котлована и монтаж инженерных систем.
Станция «Генерала Тюленева» строится на пересечении улиц Тёплый стан и Генерала Тюленева. Поблизости расположены жилой район, Троицкий лесопарк, ландшафтный заказник «Тёплый Стан», Московская академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
В оформлении станции будут присутствовать косые линии на потолке и путевых стенах, колонны украсит черный камень, а пол – серый гранит. Стены и пол кассового зала планируется отделать серым мрамором и искусственным камнем оранжевого цвета, а одна из стен будет стеклянной – на ней разместится декоративное панно с портретом генерала Ивана Тюленева.
Здесь продолжаются работы по возведению оставшейся части конструкций пассажирского вестибюля, ведется отделка помещений станции.
Станция «Тютчевская» размещается на участке с внешней стороны 42-го километра МКАД в районе Проектируемого проезда № 976, на территории поселения Мосрентген в Новой Москве.
Завершено устройство ограждающих конструкций котлована, выполнены земляные работы, ведется отделка служебных помещений.
Станция «Мамыри» строится на свободном от строений участке вдоль Калужского шоссе на его пересечении с улицей Адмирала Корнилова. В дальнейшем здесь может появиться транспортно-пересадочный узел, который будет включать социальные объекты и жилье с ожидаемым пассажиропотоком до 20,4 тыс. человек в час пик и 170 тыс. человек в сутки.
На станции завершаются работы по возведению монолитных конструкций, активно строятся оба вестибюля. В прилегающих к станции тоннелях ведется устройство жесткого основания пути и подготовка к устройству верхнего строения пути.
Cтанция «Бачуринская» возводится на территории административно-делового центра «Коммунарка». Ее выполнят в стиле супрематизм, для которого характерны асимметричные, но уравновешенные композиции с внутренним движением, построенные на сочетании самых простых геометрических фигур.
«На станции чередуются матовые несущие рамы и глянцевые поверхности стен и потолка. Архитектурный светильник «пронизывает» платформу, зрительно опираясь на колонны. Динамику конструкции придают металлические кольца и цветовые акценты на потолке. Прием очень интересный, поскольку это редкость для столичного метро, когда облик всей станции строится на одной детали», – рассказал главный архитектор Сергей Кузнецов.
По его словам, украшением станции станет светильник-«турбина», который пройдет через всю платформенную часть и будет служить основным источником света.
На перспективу
На следующем этапе от станции «Коммунарка» линия потянется в Троицк. На участке планируется еще шесть станций: «Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Кедровая», «Ватутинки» и «Троицк». С их вводом сократится путь между центральными и юго-западными районами столицы и территориями Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО).
«До присоединения к Москве на этих территориях не было метро. За десять лет мы построили восемь станций, благодаря чему транспортная доступность новых округов заметно улучшилась. Мы продолжаем эту работу: сейчас на Троицкой, Солнцевской и Сокольнической линиях строится шесть станций: «Потапово», «Пыхтино», «Тютчевская, «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка», – сказал Андрей Бочкарёв.
Ожидается, что Троицкой веткой будут ежедневно пользоваться около 100 тыс. человек. По расчетам специалистов, в районе будущей линии проживают более 1 млн человек, а также работают либо учатся еще несколько сотен тысяч. Новая линия снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий метро и позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.





