Завершена проходка правого тоннеля длиной порядка 2,8 км между станциями «Нижегородская» и «Текстильщики» на восточном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Он построен на глубине от 11 до 22 метров под ж/д путями, путепроводом Волгоградского проспекта и действующей Таганско-Краснопресненской линией.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Светлана» проложил заключительный участок от стартовой площадки за «Нижегородской» до «Текстильщиков» протяженностью 373 метра. Какие работы сейчас ведутся на станции «Текстильщики» – в нашем материале.
«Мы планируем запустить движение по Большому кольцу раньше планируемого срока почти на год – в 2022 году. Сейчас завершается проходка тоннелей на БКЛ и идет возведение конструкций станций. В этом году планируется построить 11 станций на разных участках Большого кольца», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Станция «Текстильщики» мелкого заложения. Она расположится на Волгоградском проспекте между Шоссейной и Люблинской улицами. У нее будет два вестибюля с выходами на обе улицы.

Дизайн станции лаконичен и минималистичен. Он основан на контрасте простых по геометрии и цветовым решениям стен и пола, и в то же время геометрически сложной потолочной композицией платформ.

Изображения для сравнения
Минималистичный дизайн поверхностей стен и пола дополняется активной геометрией потолка. Он станет главной узнаваемой особенностью станции. Его проемы будут с закарнизным светом, который отражается от второго уровня потолка, расположенного выше. Такой прием вызывает ассоциацию с геометрией вязального или ткацкого станка – образная связь с названием станции «Текстильщики». Потолок вестибюля выполнят в похожем стиле. Также на всех уровнях станции появится контурная цветная подсветка.
Сейчас там заканчивается устройство монолитных конструкций, ведутся архитектурно-отделочные работы, начался монтаж инженерных систем и оборудования. В ближайшее время строители приступят к монтажу эскалаторов и мостовых переходов.
Строящуюся станцию «Текстильщики» с одноименными станциями Таганско-Краснопресненской линии и второго Московского центрального диаметра (МЦД-2) свяжет транспортно-пересадочный узел (ТПУ).
В рамках проекта планируется реконструировать железнодорожную платформу Текстильщики, модернизировать подземный переход под Волгоградским проспектом и построить дополнительный, обустроить наземную парковку на 100 машин и разместить остановки наземного пассажирского транспорта.
В составе ТПУ также появится торгово-развлекательный комплекс, центр госуслуг «Мои документы» и плоскостной паркинг на 80 машин. В 2021 году начнутся основные работы по возведению конструкций переходов и соединению элементов транспортно-пересадочного узла, завершить строительство планируется в 2024 году.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
В 2019 году при помощи ТПМК по имени «Наталия» и «Марина» диаметром 6 метров пройдены однопутные тоннели от стартовой площадки до «Нижегородской».

В конце октября 2020 года при помощи 10-метрового щита «Виктория» была завершена проходка двухпутного тоннеля между станциями «Текстильщики» и «Печатники». Таким образом, на восточном участке Большого кольца метро полностью готовы тоннели от «Нижегородской» до «Печатников».
«Проходческие работы на востоке Большой кольцевой линии продолжаются: щит-гигант «Победа» строит двухпутный тоннель от «Кленового бульвара» в сторону станции «Каширская», ведется подготовка к старту двух тоннелепроходческих комплексов диаметром 10 метров, которые возведут заключительные двухпутные тоннели на восточном участке БКЛ», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

Напомним, восточный участок Большой кольцевой линии длиной более 11 км включает четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Его открытие повысит уровень транспортного обслуживания районов Кузьминки, Текстильщики, Печатники и улучшит экологическую ситуацию в районах за счет снижения количества и интенсивности движения по дорогам наземного транспорта – маршрутов автобуса и легковых автомобилей.
Строительство БКЛ завершится раньше срока