Современный вокзал Восточный с качественным сервисом для пассажиров и удобными пересадками на метро и Московское центральное кольцо (МЦК) открылся в районе Гольяново. Это первый вокзал в столице, построенный за последние 100 лет. Рассказываем, в чем его особенности и как с его появлением изменится транспортная ситуация в городе.
Восточный построен всего лишь за год. Он входит в состав крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Черкизово», объединяющего станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метро, станцию Локомотив МЦК и наземный городской транспорт.

Сюда переведены 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала:
- поезда «Ласточка» и «Стриж», следующие по маршрутам Москва – Нижний Новгород и Москва – Иваново;
- транзитные поезда, следующие из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России.

Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров поздравили москвичей со значимым событием в истории развития транспортной системы города.
«В Москве впервые за 100 лет открывается полноценный новый вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги, станции метро и МЦК, создавая здесь крупный пересадочный узел», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Общая площадь вокзального комплекса составляет 9,6 тыс. кв. метров, включая пассажирский терминал и две новые платформы – островную и береговую. Для защиты пассажиров от дождя, снега и солнца предусмотрены навесы. Интерьеры выполнены в светлых тонах с большим количеством открытых пространств и естественного освещения.


У вокзала два выхода – в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена» и в сторону Щёлковского шоссе. Совершить пересадку на метро и МЦК пассажиры смогут за считанные минуты по новому надземному пешеходному переходу. Естественная вентиляция, остекление с противосолнечным покрытием и инфракрасные излучатели с целью предотвращения образования наледи сделают пересадку комфортной в любую погоду.

На территории вокзала работает Wi-Fi. В зале ожидания на 200 мест есть:
- USB-зарядки;
- автоматические камеры хранения;
- бизнес-зал и фуд-корт;
- комнаты матери и ребенка и др.
Благодаря безбарьерной среде, четырем эскалаторам и трем лифтам маломобильным пассажирам будет комфортно передвигаться по вокзалу.
Новый вокзал полноценно включен в городскую транспортную инфраструктуру. За счет его расположения пассажиры смогут экономить на поездках около 40 минут. Благодаря пересадке на МЦК Восточный станет максимально удобной точкой прибытия для транзитных пассажиров, следующих в московские аэропорты.
К примеру, поездка до станции Окружная для пересадки на аэроэкспресс в Шереметьево займет 18 минут, до станции Верхние Котлы для пересадки на аэроэкспресс в Домодедово – 29 минут. Поездка до станции Андроновка для пересадки на электричку в аэропорт Жуковский – всего 12 минут. После запуска МЦД-4 «Киевско-Горьковский» пассажиры смогут сделать с МЦК пересадку и на аэроэкспрессы, следующие во Внуково.

Если же пассажирам нужно в центр города, то от станции «Черкизовская» до «Комсомольской» можно добраться всего за 10 минут, а до «Охотного Ряда» – за 17 минут. Кроме того, с 29 мая у Восточного начал останавливаться автобус № 171 «Камчатская ул. – Электрозаводский мост», предназначенный для подвоза к нему жителей района Гольяново.
«Также возле нового вокзала организован съезд с Северо-Восточной хорды и подъездной путь через Окружной проезд, так что добраться к нему будет удобно и на автомобиле, и на такси», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
К октябрю 2021 года появится удобный проход к зданию вокзала со стороны улицы Амурская. Это сократит путь до метро и МЦК почти в три раза для десятков тысяч жителей района Гольяново, включая жильцов строящихся ЖК «Level Амурская» и «Амурский парк». Также будет обустроена перехватывающая парковка на 311 мест и паркинг для каршеринга на 46 мест, появятся зоны такси и kiss&ride («поцелуй и поезжай») для быстрой высадки пассажиров личного транспорта.
Ожидается, что после открытия Восточного пассажиропоток ТПУ «Черкизово» вырастет до 75 тыс. человек в сутки, включая 24,5 тыс. пассажиров поездов дальнего следования.
Перевод части поездов дальнего следования с Курского на Восточный вокзал позволит увеличить пропускную способность участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская, которая на сегодняшний день почти исчерпана.
Курский вокзал разгрузится на 35%. Будет реализован крупнейший проект модернизации железнодорожной инфраструктуры на участке Каланчёвская – Курская для сокращения интервала движения поездов второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) и запуска МЦД-4.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Кроме того, станции метро «Курская» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, а также «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии разгрузятся на 25 тыс. пассажиров в сутки.
Для пропуска поездов дальнего следования будет использован третий главный путь МЦК, съезды на который были специально подготовлены и электрифицированы. Это нововведение не повлияет на пассажирские перевозки по Центральному кольцу.
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
Открытие нового вокзала Восточный
Развитие железных дорог
Строительство эстакады СВХ в районе станции МЦК Окружная