Станция-«музей» строится на Большой кольцевой линии (БКЛ) столичной подземки. «Нагатинский Затон» войдет в состав восточного участка БКЛ наряду с «Кленовым бульваром», «Печатниками» и «Текстильщиками». Главным украшением станции станут реалистичные изображения рыб.
20 июня мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел стройплощадку «Нагатинского Затона» и рассказал о ходе работ на восточном участке строящегося кольца метро.

«Все тоннели на участке проложены, ведется монтаж оборудования и отделочные работы. Этот отрезок обслуживает шесть районов столицы, разгружает четыре радиальные линии метро», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
«Нагатинский Затон» строится в одноименном районе на юге столицы. Стройплощадка разместилась вдоль улицы Коломенская, вблизи домов 3 и 5.
Станция находится на мысе Нагатинской поймы, поэтому при выходе из нее пассажиры смогут любоваться живописным видом на Москву-реку.

Станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Их объединяют переходные мостики, с которых можно будет выйти к эскалаторам, ведущим в подземный вестибюль.

Единственный вестибюль обеспечит выход пассажиров на ул. Коломенская, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.
Дизайн «Нагатинского Затона» выбрали по результатам открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Авторы проекта попытались превратить объект транспортной инфраструктуры в музей, посвященный обитателям рек столичного региона в целом и Нагатинского затона в частности.

Станцию украсят крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня в технике мозаичного панно. Они сформируют необычный, запоминающийся образ.
«Три композиции уже установлены на одну из стен – это «Карась», «Бычок» и «Ротан». Самый большой из них – «Карась» − размером 6,5 на 3,6 метра», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Из мастерской «рыбы» доставляются на стройплощадку в разобранном виде, уже на станции проходит сборка панно в единую композицию, и далее оно устанавливается на подготовленную стену.

От дополнительных декоративных элементов интерьера можно будет отказаться благодаря художественной выразительности мозаики. На стене кассового зала разместятся энциклопедически точные изображения рыб.

На потолках перронных залов, в кассовом узле и на сводах эскалаторных тоннелей появятся алюминиевые композитные панели белого цвета. В облицовке стен залов и путевых стен используют мрамор белого цвета и габбро, полы украсит гранит.

Сейчас готовность станции составляет 80%: здесь завершается устройство основных конструкций, ведутся работы по обратной засыпке котлована, монтаж инженерных систем и архитектурная отделка пассажирской зоны.

Станционный комплекс уже обеспечен постоянным напряжением, идет проверка части установленного оборудования: смонтированы все четыре эскалатора и два из трех лифтов.

Как отметил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, специалисты также приступили к части пусконаладочных работ для проверки функционирования инженерных систем.
«Выполнение пусконаладочных работ – важнейший и завершающий этап строительства перед вводом объекта в эксплуатацию», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Открытие этой станции БКЛ метро улучшит транспортное обслуживания свыше 120 тыс. жителей района Нагатинский Затон. Ожидается, что после запуска каждый день ею будут пользоваться порядка 15,2 тыс. человек. Так, снизится нагрузка на станцию «Коломенская» Замоскворецкой линии, а также на прилегающие улицы.
Важным объектом транспортной инфраструктуры рядом со станцией станет планируемый к строительству парящий одноопорный пешеходный мост через Нагатинский затон. Сооружение обеспечит жителям Нагатинской набережной, ул. Судостроительная, ул. Якорная, ул. Речников быстрый и удобный доступ к метро.
Мост спроектирован в форме полумесяца по принципу фермы инженера Финка. Его длина составит 250 метров, ширина – 12,75 метра. Сооружение будет включать пешеходную часть, велодорожку, полосы отдыха для неспешных прогулок, общения и наслаждения видом на главную водную артерию города.
Длина восточного участка Большого кольца метро составляет 10,7 км. Он находится в высокой степени готовности. Открыть новые станции планируется в 2023 году.
Большая кольцевая линия (БКЛ) – самый масштабный проект метростроения в России и один из самых масштабных в мире. Длина БКЛ составит 70 км, в нее войдет 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.
Линия разгрузит действующие станции внутри кольца и Кольцевую линию подземки. Тоннелепроходка здесь завершилась в конце 2021 года.
Кроме того, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав сегодняшнего лидера среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро длиной 57 км.
Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить пересадочные контуры метро – первый (станции внутри кольца) и второй (Кольцевая линия).
С БКЛ метро можно будет сделать пересадки на 20 станций одиннадцати других линий метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на Московский центральный диаметр «Белорусско-Савёловский» (МЦД-1 Одинцово-Лобня) и «Курско-Рижский» (МЦД -2 Нахабино-Подольск), 11 пересадок на линии железной дороги.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут станции «Деловой центр», «Савёловская», «Нижегородская», «Новаторская» и др.
Все о БКЛ метро