Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Станция «Кунцевская» БКЛ метро: при чем здесь куницы и синицы

Темы в материале

В Москве есть три станции с общим названием «Кунцевская». Две – в метро на Филевской и Арбатско-Покровской линиях, третью – открыли недавно на первом Московском центральном диаметре (МДЦ-1). Но скоро подземка получит еще одну «Кунцевскую» – на Большой кольцевой линии: она уже активно строится. Все станции находятся рядом и будут пересадочными.

Новая «Кунцевская» возводится вдоль Рублевского шоссе, между ул. Молдавская и МЦД-1 Смоленского направления Московской железной дороги (МЖД).

 

 

«Кунцевская». Откуда такое название? Станция получила имя по названию района. Есть много версий происхождения названия Кунцево (или Кунцово). Среди них можно найти и происхождение названия «кунности», то есть живописности здешних мест. Другая версия – название произошло от большого изобилия в здешних местах куницы. Изображение этого зверя даже вошло в герб района. Согласно словарю Даля, слово «кунца» означает птицу синицу – местные крестьяне были заядлыми птицеловами.

 

Станция БКЛ «Кунцевская» – мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Два вестибюля (наземный и подземный) будут выходить на Рублевское шоссе, ул. Молдавская и Ивана Франко, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

 

 

В отделке станции используют натуральные природные материалы. Полы украсят полированным светло-серым гранитом. Ступени, край платформы и полы пешеходного перехода облицуют термообработанным гранитом, а стены и колонны – керамогранитом. Потолки в переходах покрасят в белый цвет.

 

Цитата
«На «Кунцевской» Большого кольца ведется серьезное строительство. Станция чрезвычайно важная. Она находится в месте пересечения целого ряда магистралей, линий метро и МЦД-1. Нужно как можно скорее реализовать этот проект, чтобы дать жителям возможность комфортно пользоваться станциями метрополитена и переходами на разные линии», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Уже готовы ограждающие конструкции станции. Завершается разработка грунта. Ведется устройство основных конструкций. Строительная готовность составляет 17%. Подрядчик – АО «Мосинжпроект» («УРСТ»).

 

Цитата
«Работы идут по графику. 1 февраля 2020 года в сторону станции «Давыдково» запустим тоннелепроходческий щит», –
Марс Газизуллин
генеральный директор АО «Мосинжпроект»

 

10-метровый тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Надежда» привезли в Москву из Санкт-Петербурга. От «Кунцевской» щит проложит двухпутный тоннель до переходной камеры за следующей станцией БКЛ «Давыдково».

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

В Санкт-Петербурге эта машина построила тоннель длиной 4,5 км между станциями «Проспект Славы» и «Шушары», а также 5-километровый двухпутный тоннель от станции «Новокрестовская» до «Беговая».

 

 

Строительство западного участка Большой кольцевой линии метро от станции «Хорошёвская» до «Кунцевской» началось в 2018 году.

 

 

Длина участка – 9 км. Здесь будет четыре станции: «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мнёвники» и «Кунцевская» (проектное название – «Можайская»). Участок планируется ввести в 2021 году. 

 

 

Открытие западного участка БКЛ позволит:

  • улучшить транспортное обслуживание более 530 тыс. жителей районов Хорошево-Мневники, Кунцево, Филевский парк, Фили-Давыдково и работающих там;
  • снизить нагрузку на центральные участки Арбатско-Покровской и Таганско-Краснопресненской линий метро;
  • сократить интенсивность движения транспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию в указанных районах.

 

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Напомним, Большая кольцевая линия – крупнейший в мире проект метростроения. Ее длина составит 70 км. На кольце разместятся два электродепо и 31 станция.

 

Цитата
«Сегодня на строительстве БКЛ работают 11 тоннелепроходческих щитов. Более 70% тоннелей Большого кольца построено», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Подробнее о том, какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

 

С 2011 года  правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело 287 км линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, Московское центральное кольцо (МЦК), два Московских центральных диаметра (МЦД) и 10 электродепо.

Щит-гигант «Победа» доставлен на стройплощадку БКЛ

 

Все о строительстве Большого кольца метро

 

Карта развития столичной подземки с линиями МЦД

Ольга Зеневич