timelapse

«Едем на юг!»: как строят южный участок Большого кольца метро

Темы в материале

Два участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро запустят в 2021 году. Для пассажиров откроются 6 новых станций на юго-западе и юге Москвы: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино». Вместе с ними запустят и реконструированную «Каховскую».

Рассказываем, как идет строительство станций южного участка БКЛ, который включает станции: «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино».

Строительство идет в сложных гидрогеологических условиях. Здесь обводненные грунты, местами приходится уходить на большую глубину. Для строительства отдельных станций надо фактически опускаться на глубину 14-этажного дома.

 

 

На станции «Улица Новаторов» специалисты приступили к обустройству так называемой стены в грунте для безопасной разработки котлована. Следующим этапом станет сооружение конструкций самой станции. В будущем ее соединят с Коммунарской линией метро.

 

 

На станции «Зюзино» идет подготовка к выходу тоннелепроходческого щита (ТПМК) «Роза», который завершит строительство правого тоннеля от «Каховской» в марте.

Со станции «Воронцовская» в конце ноября прошлого года стартовал тоннелепроходческий комплекс «Наталия». Он сооружает правый тоннель в сторону «Улицы Новаторов».

 

 

«Наталия» выполнила 35% проходки, завершить строительство тоннеля планируется в середине мая. 

Раньше в московском метро работали женщины-машинисты, существовали даже женские бригады. В 1980-е годы вышел приказ о тяжелых работах, согласно которому женщине за рулем состава – не место. Позже было принято решение все же оставить работниц метро со стажем 10 лет. С тех пор машинистом московского метрополитена работала лишь одна женщина – Наталия Корниенко. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической линии и уволилась в 2014 году. В ее честь и назван тоннелепроходческий щит на «Воронцовской».

Кстати, эта машина уже построила тоннели Калининско-Солнцевской линии (КСЛ) метро – от станции «Новопеределкино» до «Рассказовки» и от «Раменок» до «Мичуринского проспекта». Именно его режущий элемент – ротор – установлен у выхода со станции метро «Рассказовка» как памятник.

 

 

Щит – это целый завод по переработке грунта. Его диаметр составляет шесть метров, вес – 300 тонн. Машина прорезает породу, загребает землю, затем по конвейеру грунт попадает в вагонетки, а оттуда – на поверхность. Тоннель шестиметрового диаметра отделывают бетонными тюбингами весом в 2,5 тонны.

 

 

Со станции «Воронцовская» можно будет пересесть на «Калужскую» Калужско-Рижской линии метро. Став частью БКЛ, «Воронцовская» снизит загрузку центральных пересадочных узлов столичной подземки, улучшит транспортную доступность Обручевского района Москвы.

А вот так будет выглядеть станция:

 

Напомним, БКЛ – самый грандиозный проект в истории московского метростроения. Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой. Его длина составит около 70 км, на нем расположится 31 станция. Строительство БКЛ планируется завершить в 2022-2023 годах.

 

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на радиальные линии метро, 4 – на Московское центральное кольцо, 5 – на первые Московские центральные диаметры и 11 – на радиальные линии железной дороги.

Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года. Здесь разместилось пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

 

В конце 2018 года на Большом кольце окрылась станция «Савёловская». 

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках Большого кольца метро. Сейчас БКЛ строят 18 тоннелепроходческих щитов. 

 

 

При строительстве БКЛ применили инновационные технологии

 

Все о первом участке Большой кольцевой линии метро

 

Как строится Большое кольцо метро

 

Новое кольцо московского метро. Инфографика

Ольга Зеневич