Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Троицкая линия метро: «Светлана» на финише

Темы в материале

На станции «Улица Новаторов» Троицкой линии метро завершилась проходка левого тоннеля. Щит по имени «Светлана» прошел путь длиной 2773 метра от станции «Университет Дружбы Народов» почти за год. Как встречали гигантскую машину – в фоторепортаже stroi.mos.ru.

 

Проходка велась на глубине от 17 до 30 метров. Маршрут «Светланы» проходил в сложных городских условиях, а также под прудом.

 

Цитата
«Строители метро каждый день делают колоссальную филигранную работу, потому что строить в условиях уже сформировавшегося города – с домами, дорогами, километрами подземных коммуникаций – все это похоже на работу хирурга на «городском теле», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Ранее тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Светлана» использовался на строительстве тоннелей Таганско-Краснопресненской линии между станциями «Выхино», «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники», а также на первом пусковом участке Некрасовской линии и на западе Большого кольца метро (БКЛ) от станции «Мнёвники» до «Карамышевской».

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

 

Станция «Улица Новаторов» неглубокого заложения. В середине платформы расположится лестница, по которой можно будет перейти на БКЛ.

 

Цитата
«Строительная готовность станции метро «Улица Новаторов» Троицкой линии составляет порядка 25%. Сейчас здесь полным ходом идут земляные работы, завершается возведение ограждающих конструкций, начались монолитные работы», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Путевые стены станции оформят в матричной технике с использованием алюминиевых сотовых панелей, анодированных под нержавеющую сталь и выкрашенных в оранжевый цвет. Два ряда колонн и пол облицуют светло-серым гранитом, цоколь выполнят из черного габбро-диабаза.

 

 

Потолок украсят декоративные кессоны. Они создадут более камерную и уютную атмосферу на станции, в углублениях спрячут светильники.

В вестибюле на потолке разместят треугольные сотовые алюминиевые панели, кассовый блок облицуют оранжевым искусственным камнем.

 

 

Троицкая линия метро (проектное название – Коммунарская), состоящая из 16 станций, пройдет от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская до города Троицка. Ее длина составит 38 км. «Севастопольский проспект» станет пересадочной на МЦК. С «Улицы Новаторов» можно будет пересесть на Большую кольцевую линию, а со станции «Коммунарка» – на Сокольническую линию.

Запуск Троицкой линии от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки» намечен на 2023-2024 годы. С ее открытием улучшится транспортная ситуация более чем для 1 млн человек.

Этот участок стал первым в России объектом метрополитена, запроектированным с использованием BIM-технологий. Их применение на этапе проектирования позволяет решить вопросы взаимной увязки систем между собой и с конструкциями станций, которые на классических чертежах выявить практически невозможно.

 

За счет активного внедрения технологий информационного моделирования специалистам удается добиться существенного сокращения сроков строительства.

По второму участку от станции «Коммунарка» до Троицка разрабатывается градостроительная документация.

 

Строительство метро в Москве

 

На Троицкой линии метро строятся пять станций

 

Троицкую линию строят с применением BIM-технологий

 

Готов тоннель между двумя станциями Троицкой линии метро

Ольга Завершнева