timelapse

Участие в пленарном заседании на Гражданском форуме Москвы, посвященном реновации

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, дорогие друзья! Хотел поблагодарить вас за действительно мужественную позицию: и тех, кто выступал против, выступать против тоже непросто; и тех, кто за; и кто взял на себя большую ответственность попытаться найти консенсус между разными точками зрения. Это действительно очень сложная и важная работа. Вы не получаете за это ни преференций, ни денег, это гражданская позиция, которая, конечно, очень ответственная, и я думаю, что все городское сообщество благодарно вам за ту работу, которую вы провели.

Вопрос, который сегодня в повестке Гражданского форума, действительно важный. Речь идет о том, чтобы не только улучшить условия жизни миллиона жителей Москвы, но и, по сути дела, спасти их собственность, предотвратить ситуацию, когда жилой фонд Москвы постепенно станет аварийным. По сути дела, речь идет об улучшении условий жизни и создании новой среды.

Когда мы говорим о программе, в которую вошло 4,5 тысячи домов, мы должны понимать, что это не какая-то локальная проблема, которая откуда-то взялась и мы ее бросились решать. На самом деле это глобальная, системная проблема всех крупных городов. Почему? Потому что нам досталось наследство советского прошлого, когда в огромном масштабе, в короткие сроки и зачастую очень некачественно решались жилищные проблемы граждан, которые до этого вообще жили в бараках и трущобах. И на тот период это было решение вопроса. Но прошли десятки лет, и все города России, Москва в том числе, получают привет из этого прошлого: огромные массы жилья, миллионы квадратных метров начинают постепенно ветшать и превращаться в аварийные.

Это не локальный, а глобальный вызов для всех современных городов, и для России это особенно актуально. И то, что мы подступились к этой проблеме на системном уровне, это вообще решение, я бы сказал, глобальное, очень важное и историческое. Для того чтобы принять политическое решение, услышать нужды граждан, пройти через этот путь, нужно было набраться мужества. Я еще раз хочу сказать спасибо всем, кто принимал в этом участие: и членам Общественной палаты, и депутатам всех уровней, и депутатам Государственной Думы, которые приняли закон в третьем чтении.

У Москвы был накоплен большой опыт реновации жилья, сноса пятиэтажек. Он реализуется начиная с 1989 года. На самом деле первые решения принимались тогда. Массовый снос происходил последние 20 лет, но я бы хотел сказать, что прошлая программа во многом отличается от той, что мы сегодня формируем. В чем ее отличие? Во-первых, мы само решение принимаем по новой программе в совершенно других условиях, в условиях сформировавшегося активного гражданского общества. Сложно себе представить такой уровень обсуждения, скажем, в 1988-м или 1989 году. Это была другая страна, другое общество. Прежняя программа принималась на уровне города, даже на уровне исполнительных органов власти в основном. Потом был принят соответствующий городской закон. Сейчас мы вышли на принятие федерального закона, — это новый политический, законодательный уровень, гарантирующий соответствующие права граждан. И уровень развития гражданского общества, формирование законодательства на федеральном уровне предопределило совершенно иные масштаб и градус дискуссий вокруг этой проблемы.

Такого обсуждения конкретной проблемы конкретного города, я думаю, страна еще не знала. Наверное, невозможно найти ни одного москвича, который бы не знал об этой программе и не сформулировал свое мнение. Более того, я уверен, что и большинство россиян очень внимательно следили за этой дискуссией и так или иначе реагировали на то, что происходило в этот период на информационных площадках, на общественных дискуссиях в Москве. Огромное количество людей обсуждали ее на площадках традиционных СМИ: это телевидение, радио, газеты, интернет. Нынешняя информационная среда такова, что любой вопрос, любой сигнал проходит до конкретных людей в течение буквально двух-трех дней. И конечно, в этой дискуссии, в этой обстановке найти консенсус и принять решение было очень сложно.

Следующее отличие этой программы, конечно, в ее содержании. Технологический уровень сегодняшнего домостроения совсем иной, возможности иные, поэтому и гарантии граждан по конкретному переселению в новое жилье иные. Речь идет и о предоставлении жилья в том районе, где они живут, и о качестве жилья, и о качестве среды. Это, конечно, предопределяет то, что эта программа — не просто переселение из ветшающего жилья, а переселение в жилье, которое будет служить не одному поколению москвичей, причем жилье очень добротное, очень качественное и современное. Отмечу, что в Москве исключено новое строительство из старых, морально устаревших панелей, которые превратились бы через несколько десятилетий снова в будущие «хрущевки».

Еще одно принципиальное отличие новой программы, что это не только решение локальной задачи переселения из ветхого жилья, а попытка создать новую комплексную программу изменения градостроительной ситуации, застройки города, комфортной городской среды. Мы планируем не только построить современные дома, но и создать новое общественное пространство, новый уровень благоустройства, новую комплексную программу развития социальной сферы, включить в реализацию этой программы и близлежащие территории, и с точки зрения комплексного обустройства, благоустройства либо создания новых рабочих мест, так, чтобы это были не только жилые районы, но и комплексные районы реальной жизни, и социальной, и экономической. Это чрезвычайно важно.

Понятно, что это все не так просто. Мы не мечтатели, а люди конкретных дел, и должны понимать, что у нас есть политические, социальные, экономические, финансовые, материальные ограничения, но если мы не будем перед собой ставить амбициозные задачи, то город перестанет развиваться, перестанет двигаться вперед. Поэтому нам важно, чтобы те задачи, которые мы ставим, они шаг за шагом двигали город вперед, развивали его, делали современным. Понятно, что все это непросто, но я уверен, что если мы эти задачи будем решать совместно, так, как мы решали в подготовительный период формирования законодательной базы, если мы так же сообща будем решать вопросы и комплексного проектирования, строительства, обустройства города, я уверен, что у нас все получится. Спасибо вам огромное.

Главное отличие новой программы: что мы ее принимали не в кулуарах исполнительной власти, за нее голосовали москвичи. В прежней программе никто не голосовал за вход, и не имел права выйти из нее. Сегодня голосуют двумя третями за и всегда могут выйти, никто не является заложником этой программы. Решение за людьми, за москвичами, за жителями. Пожалуй, это самое главное отличие этой программы.  

<…>

Сергей Собянин: Я прошу вас, вспомните, с чего мы начинали работу пять-шесть лет тому назад. В Москве огромное количество проблем. Они сконцентрированы на маленьком пятачке и касаются огромного количества людей. Эта концентрация людей и проблем делает их решение чрезвычайно сложным. В Москве невозможно проложить, как в чистом поле, дорогу, невозможно просто так взять, показать пальцем и построить детский сад, потому что это плотно застроенный город со своей историей, со своей жизнью, со своими традициями и так далее. Тем не менее мы вместе с вами сформировали ряд ключевых направлений, создали по ним государственные программы: программу развития транспорта, программу развития здравоохранения, образования, культуры, спорта, экологии. И сегодня, когда мы решаем одну из глобальных, серьезных проблем города, все, что раньше мы делали, нам позволяет сказать, что и эта задача нам по плечу. Почему? Да потому что она как раз и сплетена из тех ключевых сквозных программ, над которыми мы все предыдущие годы работали.

Какие вопросы задаются? А сможете ли вы построить качественное жилье? Жилье мы строим в огромном количестве уже сегодня. А сможете ли вы обеспечить транспортную доступность? Да, мы сегодня занимаем передовые позиции в мире по созданию общественного транспорта и транспортной инфраструктуры. Сможете ли вы обеспечить новых жителей детскими садами? Мы эту проблему в течение пяти лет эффективно решали и продолжаем ее решать. А что будет со здравоохранением? Мы провели кардинальную реформу здравоохранения. Сегодня продолжительность жизни москвичей на семь лет стала больше, чем в других регионах страны, и так далее, и так далее.

И сегодня главная задача, чтобы все наши городские программы переплелись и помогли реализовать ту программу реновации, которую мы сегодня обсуждаем, чтобы это не какая-то отдельная, космическая программа была, а стала частью повседневной нашей работы. Поэтому я прошу и своих коллег: все государственные программы города Москвы скорректировать с учетом программы реновации, создать свои разделы, блоки и системно, а не клочками реагировать, решать те проблемы, которые сегодня мы обозначили. Не просто говорить, а решать. И в этом во многом отличие нашего города, в котором живут энергичные, умные, профессиональные люди, нам по плечу решение таких глобальных, серьезных задач. Спасибо вам. ​