timelapse

Заседание правительства Москвы. О ходе выполнения работ по строительству дорожно-транспортной инфраструктуры в городе Москве. С. Собянин, М. Хуснуллин. Об утверждении проекта планировки промышленной зоны «Южный порт». С. Собянин, С. Кузнецов

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги, приступаем к работе.

(…)

Первый вопрос - о ходе выполнения работ по строительству дорожно-транспортной инфраструктуры в городе Москве. Считаю, что в этой сфере добились ряда серьёзных сдвигов.

Во-первых, удалось радикально увеличить объемы дорожного строительства. Если в 2010 году в Москве было введено всего 20 км дорог, то в 2013-м мы уже построили 80 км новых дорог, или в 4 раза больше.

Во-вторых, дорожное строительство было переориентировано с дорогостоящих проектов на давно назревшую реконструкцию существующей дорожной сети. Уже завершена реконструкция пяти вылетных магистралей Москвы - Варшавского, Каширского, Ленинградского, Ярославского шоссе и трассы Рублёвское шоссе - Балаклавский проспект. Продолжаются активные работы по шоссе Энтузиастов, Щелковскому, Можайскому шоссе и Рязанскому проспекту, Дмитровскому шоссе, которые будут завершены в 2014 - 2015 годах.

В-третьих, сегодня дорожное строительство учитывает потребности не только водителей, но и пассажиров общественного транспорта. Обязательным элементом реконструкции магистралей стало создание выделенных полос. Уже сегодня по этим полосам перевозится свыше миллиона пассажиров в сутки.

Четвертое. Сроки строительства дорожных объектов были сокращены в 2 раза. Как правило, реконструкция вылетных магистралей проводится без уменьшения числа полос движения, таким образом, неудобства для водителей сведены к минимуму.

Пятое. Стоимость дорожных объектов сегодня также намного ниже, чем три года назад. Экономия обеспечивается за счёт отказа от чрезмерно дорогих проектных решений и реальной конкуренции на торгах, а также тщательной экспертизы проектов.

И шестое. Нам удалось согласовать большинство планов реконструкции московских дорог и федеральных трасс Московской области. Совместная работа уже позволила ввести очень важный для города северный обход Одинцова. В следующем году будет открыто движение по новой трассе Москва - аэропорт Шереметьево, которая разгрузит Ленинградку. Марат Шакирзянович (М.Ш. Хуснуллин - заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), пожалуйста, доложите, как идут работы на этих и других объектах.

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! В начале декабря в Москве прошёл III Московский международный урбанистический форум, достаточно представительный по составу участников. Хочу отметить, что многие зарубежные эксперты положительно оценивают наши действия по развитию транспортной инфраструктуры. Все программные мероприятия по развитию сети общественного транспорта в первую очередь и улично-дорожной сети, повышение связанности районов - это один из основных факторов не просто городского развития, но и новых принципов полицентрического развития столицы. На следующей карте (включите, пожалуйста) показана комплексная карта всех строящихся в городе объектов. Она вывешена на нашем сайте комплекса, на неё постоянно десятки тысяч обращений (в течение дня заходят), и здесь мы видим, что за чем будет следовать.

Хочу сказать, что мы занимаемся именно комплексным строительством и реконструкцией дорог в увязке с метро, железными дорогами, ТПУ, формированием новых поперечных направлений - это хорды, рокады, дублеры. Всего в строительстве у нас находится (в проектировании и строительстве) порядка 200 объектов, которые расписаны, начиная с 2012 года по 2017 год включительно. Всего нам буквально за счёт этой системной, плановой работы удалось увеличить объёмы строительства практически в 4 раза: если в этом году мы планировали построить 70 км, то уже на сегодняшнюю дату введен 81 км дорог. Если посмотреть на график, здесь видно - вот голубым цветом показана эта программа непосредственно Адресно-инвестиционной программы.

Я хочу напомнить, Сергей Семенович, что в 2012 году Вами было заключено соглашение с Министерством транспорта (тогда еще руководил Левитин), было принято решение, что мы передаем проектно-сметную документацию и оказываем максимальное содействие в строительстве двух крупнейших объектов - Молодогвардейской и Бусиновской развязок. Это решение было принято в 2012 году. В результате нам 8,2 км дорог с мощнейшей развязкой на территории Москвы дала эта программа, плюс в 2014 - 2015 годах мы также дополнительно введем еще порядка 10 км дорог по этой программе. Общий объем финансирования только по этим двум программам составляет порядка 40 млрд, то есть это уже результаты нашей совместной работы.

Еще один важный фактор, на который я просил бы обратить внимание: если у нас объемы ввода дорог по годам идут со стабильным ростом, то объемы финансирования у нас остаются практически на том же уровне. То есть мы сделали серьезные заделы в 2012, 2013 годах, и дальше по годам мы достаточно ровно идем, но при этом количество введенного километража дорог мы серьезно увеличиваем, что является, безусловно, нашим огромным достижением, за счет того что мы серьезно сэкономили стоимость работ.

На сегодняшний день у нас введено уже пять вылетных магистралей - это Ленинградское, Варшавское шоссе, Каширское шоссе, Балаклавский проспект - Рублевское шоссе, Ярославское шоссе. Если посмотреть на их географию, совершенно четко видно, что мы начали готовить западное и южное направление с учетом присоединенных территорий, мы взяли самое напряженное восточное направление и стали готовить северное направление с учетом дополнительной новой трассы, присоединения дороги Москва - Санкт-Петербург. Вообще, для сведения, более 15 лет к Московской кольцевой дороге не подходили новые магистральные дороги. В этом году у нас подошло: обход Одинцова, уже действующее, что серьезно разгрузило Рублевское шоссе (уже сейчас это видно), и в 2014 - 2015 году заканчивается еще новая магистраль Москва - Санкт-Петербург.

Следующий слайд включите. Здесь каждая магистраль показана, что сделано, можно пролистать. Кроме вылетных магистралей у нас завершено строительство и в первую неделю сентября открыта транспортная развязка на пересечении с Третьим Нижнелихоборским проездом (в составе реконструкции Дмитровского шоссе). Открыта двухуровневая развязка на пересечении Дмитровского шоссе с Долгопрудненским шоссе. Алабяно-Балтийский тоннель открыт по первому участку - сложнейший объект, долгострой девятилетний, один из самых дорогих проектов по сложности, по уникальности: первую очередь нам удалось открыть, есть проблемы со второй очередью, но мы стараемся его тоже запустить.

Участок дороги от улицы Подольских Курсантов до МКАД с двумя эстакадными съездами на МКАД - это важнейший участок: огромные фуры -1,3-1,5 тыс. фур

ежедневно ездило по жилым микрорайонам, и с открытием этой развязки практически мы жителей района освободили от этого количества проездных фур.

В ноябре открылось движение на транспортной развязке улицы Профсоюзной с улицей Теплый Стан и Новоясеневским проспектом, а также по эстакаде на пересечении улицы Профсоюзной с улицей Генерала Тюленева - тоже две небольшие, но очень важные развязки. Одну из развязок, Сергей Семенович, по Теплому Стану, - это было обращение депутатов и жителей во время Вашей встречи в 2012 году с жителями Юго-Западного района. Вот это было обращение, в этом году мы его реализовали.

При строительстве дорог, хочу отметить, было снято 2,5 тыс. различных обременений участков и было переложено 819 км различных коммуникаций, то есть, реконструируя дороги, мы еще вместе с Комплексом городского хозяйства очень серьезно обновляем имеющиеся инженерные сети и повышаем надежность обеспечения прилегающих территорий.

На 2014 год мы планируем продолжить работу по четырем вылетным магистралям - это шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, Рязанский проспект и Можайское шоссе. Если посмотреть на эту карту, очень четко видно, что наши усилия сконцентрированы на востоке. Это по информации Департамента транспорта, нашей совместной, наиболее перегруженная часть города, поэтому мы к 2014 году завершаем ее реконструкцию и завершаем в западном направлении важнейшем Можайского шоссе, которое связано с дальнейшим развитием присоединенной территории «Сколково».

Всего мы планируем в 2014 году ввести в улично-дорожной сети только по реконструируемым магистралям 67 км, эстакад и тоннелей - 4, пешеходных переходов - 30, велодорожек - 13,9, выделенных полос - 100 км. При этом хочу отметить важнейший фактор: на реконструируемых в этом году магистралях построено 127 км выделенных полос, то есть это колоссальный прирост к имеющимся выделенным полосам на улично-дорожной сети.

По строительству объектов улично-дорожной сети: всего у нас сейчас в работе находится объектов на 165 млрд. В 2014 году мы планируем завершить такие знаковые объекты, как три объекта в рамках реконструкции Дмитровского шоссе от МКАД до границ города, развязка на пересечении Волгоградского проспекта с МКАД, транспортная развязка на Можайском шоссе и Можайский путепровод с завершением реконструкции непосредственно Можайского шоссе, железнодорожная эстакада над Смоленским направлением ж/д в «Сити», которая позволит фактически связать нам территорию «Большого Сити» с существующим «Сити». Ну и самое главное, что мы будем продолжать работу по строительству Северо-Западной хорды, Северо-Восточной хорды и в дальнейшем южной рокады. Значит, всего мы в следующем году планируем построить и ввести 83 км дорог (не менее 83 км дорог) и 23 искусственных сооружения.

По новой территории ведется огромная работа. Мы за буквально этот год сформировали транспортный каркас новой территории. В транспортном каркасе определили первоочередные дороги именно как в параллельной связке (порядка 80 км за три года будет построено), ну и, безусловно, мы начнем реконструкцию Калужского шоссе, которая с учетом территориальной схемы сейчас серьезно модернизирована от того первоначального проекта, который был запланирован.

Следующее серьезное направление работ, Сергей Семенович, поставлено было Вами, - максимально изыскать возможности привлечения внебюджетных инвестиций. Всего у нас сегодня в работе находится 21 объект, где мы полностью или частично планируем привлечь внебюджетные инвестиции. Это так называемый принцип государственно-частного партнерства, который мы сейчас с блоком экономической политики, с коллегами из транспорта отрабатываем и готовим механизмы реализации (различные механизмы, я подчеркиваю) данных проектов, среди которых надо отметить серьезнейшие проекты - северный дублер, по которому у нас утвержден проект планировки, южный дублер, по которому готов проект планировки. Фактически мы завершаем градостроительную работу по реконструкции МКАД, для того чтобы определить точную стоимость и объемы работ, которые будут выполнены инвесторами в рамках примыкания к МКАД. И еще целый ряд проектов, по которым уже частично некоторые инвесторы начали оплачивать средства.

Следующий важнейший участок работ, на который я бы хотел обратить внимание, Сергей Семенович. Начиная с 2012 года, в рамках регулярно проводимых координационных штабов с Министерством транспорта нам практически удалось синхронизировать большую часть работ по вылетным магистралям как внутри города, так и за пределами.

На сегодняшний день в результате этой работы... Я напоминаю, что до 2011 года наши работы были полностью разбалансированы: работы строились на отдельных участках в области, а значит, не было единой цельной картины. Вот здесь эта картина показывает, что у нас уже появилась определенная связанность и определенная синхронизация. Всего нам удалось за этот год окончательно синхронизировать сроки работы по Дмитровскому шоссе, Каширскому шоссе, Рязанскому шоссе, шоссе Энтузиастов, Ярославскому, Можайскому, Ленинградскому.

Сейчас мы проводим работы по согласованию в части синхронизации работ по Щелковскому шоссе, Рублевскому шоссе, Волоколамскому и Волгоградскому. Кроме того, мы увязываем наши мероприятия со строительством крупных объектов за счет средств федерального бюджета. Как мы уже говорили, это обход города Одинцова и трасса Москва - Санкт Петербург. Мы в ручном режиме - режиме штаба с ними регулярно занимаемся, и все работы наши согласованы. Хочу отметить, что только дополнительное финансирование федерального бюджета на приближение сроков и объемов строительства ближе к нашим магистралям составляет 27 млрд. То есть это тоже является большим плюсом для повышения пропускной способности.

Ну и новая работа, которую мы сейчас активно начали с Департаментом городского имущества, - это работа по ЦКАД. Сегодня мы определили уже градостроительные границы территории по ЦКАД, определили, где будет пересекаться Калужское шоссе с ЦКАД, определили все въезды-выезды и надеемся, что в ближайшее время коллеги наши из Росавтодора начнут строить. Мы по Вашему поручению окажем им максимально содействие.

Хочу отметить, что при строительстве транспортных объектов обеспечено два главных фактора: оптимизация стоимости и сокращение сроков строительства. В рамках снижения стоимости пересмотрены все проектные решения. Могу сказать, что только лишь экономия на участке Четвертого транспортного кольца от Измайловского шоссе до Щелковского... Был у нас утвержденный проект стоимостью 54 млрд - мы его проработали, и удалось снизить его на 20 млрд рублей.

Также мы в ручном режиме фактически пересмотрели все технические решения по всем строящимся объектам, изменили подходы. В результате, могу сказать, только на основании экспертизы объектов за два года - 2012-2013 (почему 2012-2013 годы - потому что мы сейчас строим по этим проектам) - нам удалось сэкономить 62 млрд рублей. Только за счет пересмотра технических решений и проектных решений!

И еще хочу добавить, что на торгах, которые были проведены за это время, среднее снижение стоимости строительства составило 10-12%. То есть мы от первоначальной программы, которую начинали в 2011-2012 годах, - нам удалось на круг добиться снижения стоимости фактически на 30%. Это как раз те деньги, которые нам позволяют сегодня, не снижая объемов, держа определенную планку по финансированию, увеличивать объемы вводных объектов.

Следующий важнейший момент - мы кардинально перешли к сокращению сроков строительства. Средний нормативный срок строительства объектов, таких как вылетные магистрали, и сложных развязок составляет от 30 месяцев и выше. Сегодня на конкурсы, по которым мы провели за последние годы эти работы, мы закладываем не более 18 месяцев, а по ряду объектов нам даже еще удалось сократить: примерно выиграв на 18 месяцев, мы пять объектов даже еще быстрее построили. При этом, Сергей Семенович, Вами была поставлена задача не сокращать полосности, и мы практически нигде не сократили. При этом надо сказать, что мы заменили десятки тысяч окон во всех прилегающих домах. Даже сверх проекта везде фактически по обращению граждан - где к Вам обращались граждане, где к нам обращались граждане, - мы фактически все требования граждан полностью удовлетворили.

Также я хотел бы отметить, что благодаря этой работе нам удалось собрать серьезный пул проектировщиков и строителей надежных. Мы фактически ликвидировали участие всяких недобросовестных компаний, и за счет этого, сконцентрировав все силы московских строителей и лучшие силы России, нам удалось эту работу организовать. Сегодня мы по объемам транспортного строительства - и в части дорожно-транспортного строительства, и в части метро и железных дорог - вышли в мировые лидеры.

Я в завершение своего выступления хочу поблагодарить, Сергей Семенович, всех участников этой работы, потому что только благодаря скоординированным действиям всех участников этой работы, органов власти, префектур, безусловно, терпению жителей (потому что огромные работы были развернуты около дома), благодаря тому, что руководители Департамента строительства Бочкарев Андрей Юрьевич (руководитель Департамента строительства города Москвы) и Аксенов Петр Николаевич (первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы) лично занимаются этими вопросами в круглосуточном режиме, удалось таких успехов сегодня достигнуть.

И самое главное то, что Вы регулярно на штабах (на транспортном часе, на штабе по градполитике) непосредственно занимаетесь управлением и даете нам поручения, всем органам власти, благодаря этому нам удается вот так слаженно работать и достигнуть таких результатов. Я убежден, что те темпы строительства, которые мы набрали, мы их также будем в ближайшие годы поддерживать. Спасибо за внимание.

С. Собянин: Спасибо, не снижайте темпы работ, а коллеги не снижайте уровень своей поддержки. Это действительно очень важно, потому что в застроенном городе с такими плотными коммуникациями невозможно что-либо сделать без поддержки все городских комплексов. Спасибо.

(…)

С. Собянин: (…) Следующие два вопроса - об утверждении проекта планировки промышленной зоны «Южный порт». Пожалуйста, Антипов Андрей Вадимович (руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы).

С. Кузнецов (С.О.Кузнецов - главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы): Сергей Семенович...

С. Собянин: Сергей Олегович, пожалуйста.

С. Кузнецов: Разрешите доложить. Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Предлагается к утверждению два проекта планировки в непосредственной близости. Первый из них, 26-1, - это проект планировки относится к территории большой зоны Южного порта, Юго-Восточный округ столицы, район Печатники. 130 га - территория участка.

Можно сказать, что Генпланом действующим предусмотрена реорганизация промзоны в этом месте. Проект планировки соответствует. По существующему положению здесь находится большое количество собственников, не очень эффективно работающая территория, и можно отметить низкую насыщенность и развитость улично-дорожной сети в этом месте.

Видно, что проектным решением предусматривается увеличение развития промышленно-административной функции с развитием активным улично-дорожной сети в этом районе.

Из основных показателей можно отметить, что вырастает объем застройки с 650 тыс. м до 1 млн практически, и вырастает количество рабочих мест в этом месте: с 6 тыс. до 10 тыс. с лишним количество работающих на этой территории возрастет.

Что касается инвестиций в территорию, мы ожидаем, что в районе 18 млрд рублей будет инвестировано частными инвесторами в развитие и в районе 6 млрд из бюджетных и внебюджетных источников еще потребуется на развитие улично-дорожной сети и инженерных коммуникаций. Прошу поддержать решение. Спасибо.

Второй... Сразу?

С. Собянин: Да, пожалуйста.

С. Кузнецов: Второй тогда поставьте, пожалуйста. Второй проект планировки - это в непосредственной близости находится к только что доложенному. Это территория 126 га. Похожая ситуация, Юго-Восточный округ. Дальше можно.

Также можно отметить соответствие Генплану, то есть территория предусматривалась как развивающаяся промышленная территория города. Здесь также находится на сегодняшний день несколько собственников, из которых можно отметить «Автофрамос» и технополис «Москва». Проектом планировки предусмотрено увеличение объемов и развитие промышленно-производственной функции в этом месте и развитие улично-дорожной сети, как и в предыдущем проекте планировки. По показателям видно, что также можно отметить значительное увеличение количества работающих в этом месте - с 7 тыс. до 16 тыс. рабочих мест здесь у нас появится.

Следующий слайд. По оценке инвестиций у нас происходит похожая пропорция: примерно 4 млрд ожидается инвестиций частных и примерно 0,5 млрд - за счет бюджетных и внебюджетных источников. Это вся информация. Прошу поддержать.

С. Собянин: Нет замечаний по проектам планировок? Спасибо, утверждается.

Другие материалы по теме

Проект постановления Правительства Москвы "Об утверждении Порядка выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории города Москвы"
Проекты правовых нормативных актов
Проект постановления Правительства Москвы "Об утверждении Порядка выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории города Москвы"