timelapse

88,8 миллиона квадратных метров жилья

Темы в материале

Введено стройкомплексом за прошедшие четверть века.

4 апреля 1988 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании Московского строительного комитета. Решение поистине судьбоносное. Эта дата стала отправной точкой в создании современной системы управления строительным процессом в городе.

«Хочу подчеркнуть – для того чтобы город жил, нужны налоги, а для того чтобы они возникли, необходимо строить. Стройкомплекс столицы с честью выполняет эту важную социальную задачу», – подчеркнул недавно заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

За четверть века строительный комплекс столицы сформировался в четкую, отлаженную структуру с логичной системой управления. Однако на момент образования в апреле 1988 года строительная отрасль Москвы была далека от совершенства. Тогда в силу инерции и узкой специализации главным строительным управлениям Исполкома Моссовета (Главмосстрою, Главмоспромстрою, Главмосинжстрою, Главмосмонтажспецстрою, Главмоспромстройматериалам) было трудно менять принципы работы. Их действия стали раскоординированными. Большинство ведущих организаций столицы также переживало кризис. Появились признаки распада строительного комплекса столицы.

Москва осознавала – нужны кардинальные меры. Первым делом Мосстройкомитет объединил под своим началом ведущие главки. Главные управления были преобразованы в строительно-промышленные, про-ектно-строительные и научно-производственные объединения, функционирующие как производственно-хозяйственные комплексы, нацеленные на единый конечный результат. Это помогло преодолеть разобщенность основных участников строительного процесса.

В отличие от большинства российских регионов стройкомплекс Москвы не просто «выплыл» в непростой период, а превратился в градообразующую отрасль. За прошедшие четверть века введено в строй 88,8 млн кв. метров жилья (более трети жилого фонда столицы), юные москвичи получили 444 новые школы и 816 детских садов, реконструированы и построены новые корпуса многих вузов, 212 поликлиник и больниц и т.д. За четверть века сданы в эксплуатацию 44 станции Московского метрополитена из 188, построенных с 1935 года. Метро пришло в районы Новокосино, Братеево и Митино. Полностью реконструирована МКАД, построено Третье транспортное кольцо, проложен новый автомобильно-дорожный радиус – Звенигородское шоссе.

В последнее время стройкомплекс активно развивает новые направления работы – создает гармоничное городское пространство, работает в части сохранения исторического центра и перспективного развития новых территорий.

Объем Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2013–2015 годы, которую мэр Москвы назвал «бюджетом развития», составит 1,4 трлн рублей. Более 70% средств будет выделено на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, коммунально-инженерного хозяйства. Но несмотря на это, все социальные обязательства, взятые на себя, город сохранит в полном объеме. План ввода жилья на трехлетку, включая инвестиционные проекты, составит порядка 9 млн кв. метров, 1,8 млн кв. метров из которых будут переданы городу для переселения очередников и расселения жителей ветхих домов и пятиэтажек сносимых серий. В столице построят 75 детских садов на 14 тыс. мест и 35 школ на 22,2 тыс. учащихся, 27 объектов здравоохранения, 34 объекта физкультуры и спорта.

Сегодня можно смело утверждать о правильности выбранного четверть века назад решения. В результате кропотливой совместной работы органов городской власти и строительных компаний в Москве сложился цивилизованный рынок.