timelapse

Город должен стать полицентричным

Темы в материале

Москва как мегаполис сейчас развивается по своей совершенно особой схеме. Дело в том, что мировая история не знает примеров, когда к уже существующей столице прирезают огромный кусок территории - больший, чем она сама! Больше того, это голые территории, где пока нет серьезной транспортной и социальной инфраструктуры. Ее только предстоит создать. Урбанфорум и должен помочь Москве найти свой вектор развития с учетом подобного расширения города.

Москва, я считаю, должна развиваться в сторону децентрализации. Тут нам есть на кого равняться. Дело в том, что многие столицы пошли на сознательный вывод правительственных учреждений из центра. Можно, например, использовать успешный опыт ФРГ. Его столица, Бонн, - очень небольшой город, имеющий здания архитектурной ценности. Строить там новые и новые правительственные здания, расширять дорожную инфраструктуру было невозможно. Поэтому учреждения просто вынесли за пределы центра, возвели рядом с ними жилье для чиновников. Появилась новая, вполне комфортная городская среда. Таким образом напряжение в центре города было снижено.

В Москве сейчас хотят сделать что-то похожее: перенести в Мневниковскую пойму парламентский центр. С одной стороны, решение логичное и правильное. С другой, Госдума и Совет федерации занимают не так уж много места. Посмотрите: в 15 минутах ходьбы от Кремля расположены десятки федеральных ведомств! Они образуют своеобразный венок. А вокруг этого венка - десятки московских ведомств, офисы крупных корпораций, банков. Все хотят быть поближе к власти. А в итоге создается дисбаланс, когда до 60 процентов рабочих мест в столице находятся в пределах Садового кольца. И трудятся здесь не рабочие, а офисные сотрудники, у которых не принято приезжать на работу в метро. В итоге мы имеем глобальные пробки: все примерно в одно время едут на машинах на работу и с работы...

К сожалению, планы переезда чиновников на территорию «новой Москвы» так и остались планами. Причин тому две. Первая - переезд дорого стоит, а экономическая ситуация довольно сложная. Вторая причина - в «новой Москве» пока не хватает инфраструктуры. Прекрасно, что туда проводят метро. Но нужна еще и сеть современных дорог. Ведь чиновники и офисные работники, повторю, предпочитают передвигаться на личных автомобилях.

В общем, на реализацию идеи необходимы деньги. Частично затраты могут быть компенсированы за счет выставления на торги зданий, занимаемых сейчас правительственными учреждениями. Создание многополюсной, децентрализованной Москвы, я уверен, позволит снять большинство стоящих перед городом проблем.

Одна из таких проблем - огромные временные затраты на передвижение по городу. В результате децентрализации рабочие места будут значительно более равномерно распределены по всей столице, а значит, мы, горожане, станем меньше тратить времени на дорогу. Улучшится и экологическая ситуация, потому что уменьшится трафик, а значит, упадет объем автовыхлопов в атмосферу. В общем, я надеюсь, Урбанфорум, на котором выступят специалисты мирового уровня, позволит нам лучше понять, как сделать жизнь в Москве более комфортной для всех горожан.