Город инноваций и дорог
Темы в материале:
Что входит в «умную» транспортную систему Москвы?
Метро, городской транспорт, веломаршруты и дороги – составляющие транспортной системы, которые жизненно необходимы мегаполисам. Однако не менее важны информационные сервисы, и они в Москве развиваются ускоренными темпами.
Не останавливая ход
Развитие транспортной инфраструктуры в Москве не прекращается ни на день. Даже пандемия коронавируса не замедлила сроки реализации главных проектов. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, темпы работ только увеличиваются.
По объемам дорожного строительства Москва по-прежнему находится в числе мировых лидеров наряду с Пекином и Нью-Йорком. С 2011 года в российской столице построено 1058 км дорог, 310 мостов, тоннелей, эстакад, 269 пешеходных переходов. И это не предел, ведь развитие транспортной системы – одно из приоритетных направлений работы правительства города.
Москва вошла в тройку городов с лучшей транспортной системой, заняв третье место в новом исследовании McKinsey, посвященном анализу транспорта в 25 ведущих мегаполисах мира. Столица России уступила лишь Сингапуру и Пекину. Достичь успеха помогло расширение метро, строительство Московских центральных диаметров (МЦД) и увеличение выделенных полос для общественного транспорта.
Например, российская столица входит в тройку городов-лидеров по времени ожидания поезда в метро (полторы минуты в час пик), скорости движения общественного транспорта (около 21 км/ч в час пик) и доле выделенных полос (6,5% против 2,3% в среднем). Но транспортная система – это не только дороги, метро и железнодорожные маршруты. Одну из ключевых позиций в ней занимают интеллектуальные транспортные системы, благодаря которым улучшается качество жизни горожан, повышается комфорт и экономится время.
Инновационные системы
Благодаря созданию правильной интеллектуально-транспортной системы за последние 10 лет передвигаться по российской столице стало намного комфортнее. Но что это означает?
Сейчас в Москве оцифровано 10 тысяч единиц подвижного состава общественного транспорта, появилось более 100 тысяч такси, а количество каршеринговых машин приближается к 20 тысячам.
Быстро развивается и транспорт совместного использования – общее количество велосипедов, которые можно взять напрокат в городском онлайн-сервисе, за три года увеличилось с одной тысячи до 6,5 тысячи, а также появились службы аренды электросамокатов, насчитывающие 5 тысяч транспортных средств.
Москва активно развивает цифровые сервисы, тестирует их и принимает лучшие технологические решения. В их числе – ставшая неотъемлемой частью жизни горожан карта «Тройка», которая скоро будет виртуальной, бесконтактная оплата проезда через систему распознавания лиц FacePay, которую планируется распространить повсеместно уже в этом году.
Кроме того, столица станет первым городом в мире по внедрению самой масштабной единой транспортной системы – MaaS-платформы. Она может предложить лучшие решения использования транспорта, также появится способ передвижения по городу, созданный специально для каждого пользователя этого приложения. Главная цель программы – дать жителю возможность быть мобильным без автомобиля и эволюционировать транспортную систему.
Работает это просто: в приложении строится маршрут из пункта А в пункт Б с использованием различных видов транспорта, а пользователь просто выбирает выгодный для него вариант. В один клик поездку можно оплатить прямо в программе.
Успешно внедрившаяся в столице карта «Тройка» и сопутствующие ей сервисы теперь в сотрудничестве со Сбербанком идут в регионы. Запуск такой билетной системы может принести пользу как жителям, так и органам власти субъектов РФ.
Это и создание полноценной цифровой транспортной инфраструктуры за счет прозрачности перемещения жителей, и увеличение объема учитываемых платежей, и появление качественно новых сервисов в виде безналичной оплаты, сокращение времени на приобретение билета.
Очевидно, что система транспорта сравнима с живым организмом, она будет продолжать активно развиваться во всех мегаполисах мира. Главный вопрос – как именно?
Эксперты выделяют продвижение «зеленых» технологий и «зеленых» способов получения энергии, развитие цифровых программ, продолжение гармоничного внедрения инноваций. Кроме того, все единогласно признают, что любые виды транспорта должны объединяться, а сам он остается основным способом решения проблемы горожан с мобильностью.


