На пути к трансформации
Темы в материале:
Около 75% районов Москвы обеспечены социальными объектами в шаговой доступности от жилья. По этому показателю столица опережает Лондон и Нью-Йорк. Как будут выглядеть современные школы и детские сады и что такое здания-трансформеры, об этом в интервью «Инженерным сооружениям» рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
– Рафик Равилович, сколько социальных объектов ввели с начала 2021 года – детских садов, школ, объектов медицины и спорта?
– С начала года сданы в эксплуатацию три объекта образования. Это школа-гигант на 1900 мест в районе Левобережный, учебный корпус к ГБОУ «Среднеобразовательная школа № 597» на 350 мест в районе Ховрино, ул. Петрозаводская, вл. 19а, и блок начальных классов на 300 мест с возможностью трансформации в дошкольное отделение для ГБОУ «Среднеобразовательная школа № 2109» в районе Южное Бутово, Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.
За первое полугодие сданы в эксплуатацию три спортивных объекта. Это специализированный физкультурно-оздоровительный комплекс для занятий инвалидов разных категорий в районе Нагатино-Садовники по адресу: Коломенский проезд, вл. 13, спорткомплекс в районе Митино на ул. Барышиха, вл. 35 и многофункциональный спортивный комплекс на территории Мнёвниковской поймы.
До конца года планируется ввести еще восемь объектов, среди них: два футбольных поля, ВМХ-велодром, ФОК и спортивный комплекс, легкоатлетический манеж. Завершается строительство Центра самбо и Центра бокса в олимпийском комплексе «Лужники», а также развитие территории спортивного комплекса «Воробьёвы горы».
Что касается объектов здравоохранения, открылся инфекционный корпус в рамках второй очереди многопрофильной клинической больницы в поселке Коммунарка. Получено разрешение на ввод в эксплуатацию терапевтического корпуса Международного медицинского кластера в «Сколково» площадью порядка 25 тыс. кв. метров. В здании планируется открыть отделения хирургии, онкологии, лучевой терапии, радионуклидной диагностики, в том числе с использованием радиофармацевтических препаратов нового поколения. До конца 2021 года должно завершиться строительство еще пяти медицинских объектов, это:
- подстанция скорой медицинской помощи в районе Даниловский;
- амбулаторно-поликлинический корпус больницы и роддом в поселке Коммунарка;
- медицинский корпус для ГКБ им. А.К. Ерамишанцева;
- учебно-лабораторные корпуса на проспекте Вернадского.
– Расскажите о комбинированных образовательных учреждениях. Как возникла идея их создания?
– Комбинированные учебные учреждения представляют собой универсальное решение проблемы плотной застройки – на небольшом участке земли может появиться и детский сад, и начальная школа. Строительство таких зданий обусловлено наличием потребности в дополнительных местах в садиках в отдельных микрорайонах города и отсутствием достаточных площадей земельных участков для размещения отдельных детсадов в этих микрорайонах.
– Как происходит трансформация здания из детского сада в школу и наоборот? Сколько времени это занимает?
– Простота переформирования начальной школы в дошкольное учреждение в зависимости от демографических потребностей – одно из преимуществ строительства таких зданий: перестройка проводится путем внутреннего переустройства и переоборудования помещений. Всю процедуру можно выполнить за летние каникулы без прохождения дополнительных экспертиз. На переделку здания из одного варианта в другой ориентировочно тратится менее 0,1% от общей стоимости здания. Сюда входят демонтаж или установка ненесущих перегородок и дверей, а также других элементов здания.
– Сколько комбинированных учебных заведений строят сейчас в Москве? На какое количество детей и возраст они рассчитаны, какие помещения в них расположены?
– На севере Москвы строят два учебных корпуса: на 400 мест – 200 школьников и 200 дошколят – на ул. Правды, вл. 1а, а также на 550 мест на ул. Смольная, д. 61а, – на 250 школьников и 300 дошколят.
Так, в дошкольном отделении на Смольной улице впервые появились две группы на 50 мест каждая с экспериментальной технологией по подготовке к школе. Группа с раздвижной трансформируемой перегородкой и спальня по 100 «квадратов» каждая объединяются в единое пространство площадью 200 кв. метров с двусторонним освещением. Для групп предшкольной подготовки есть отдельный вход в здание учебного корпуса и внутренняя лестница, связывающая их между собой и с залами для музыкальных и физкультурных занятий.
Сейчас проектируется учебный корпус на 300 мест с дошкольным отделением на 125 малышей на проспекте Вернадского, вл. 12б в районе Раменки на западе Москвы. Также ведется подготовка к возведению школы на 800 учеников с детским садом на 150 мест в поселении Щаповское в Новой Москве.
– Вы упомянули о перегородках-трансформерах. Расскажите о них подробнее.
– Для более эффективного использования пространства в учебных помещениях устанавливают трансформируемые перегородки. Например, помещения учебного класса начальной школы и группы продленного дня объединяются с помощью трансформируемой перегородки для проведения занятий дополнительной общеразвивающей программы, для реализации адаптированной программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья или для реализации программ инклюзивного дополнительного образования. Хореографический и актовый залы начальной школы объединяют с помощью такой перегородки для организации работы кружков в рамках разных программ для учащихся. Помещение конференц-зала с помощью перегородки можно использовать как два обособленных зала – для организации работы двух секций дополнительного образования одновременно в каждой части зала, для проведения лекций, мастер-классов и тематических форумов для школьников.
Спортзалы разделяются и объединяются с помощью трансформируемой перегородки для проведения соревнований и занятий в секциях дополнительного образования.
Помещения кабинетов естествознания, иностранного языка, физического эксперимента, классы робототехники, лабораторно-исследовательские комплексы, IT-полигоны и библиотечный центр могут объединяться для проведения занятий нескольких групп одновременно.
Трансформация выполняется в отсутствие детей техническим персоналом, предусмотренным в штате школы и прошедшим обучение для ее выполнения. Механизм трансформации прописан в инструкции завода-изготовителя и предоставлен в пользование техперсоналу под личную ответственность.
Безопасность учащихся обеспечивается конструкцией раздвижных перегородок, не допускающих их произвольную трансформацию – во время нахождения детей в помещениях перегородки заблокированы.
– Внедряются ли новые технологии в строительстве социальных объектов? Какие материалы используют при возведении детсадов и школ?
– При строительстве объектов образования используются качественные строительные материалы, имеющие сертификаты соответствия нормам действующих стандартов, утвержденных законодательными органами государства. Они отвечают санитарным и гигиеническим нормам, современным тенденциям, потребностям детей и школьников. Особое место занимают вопросы безопасности, а также передовые информационные технологии, экология и эксплуатация зданий.
Специалисты используют технологии информационного моделирования (BIM). Расскажу про два пилотных проекта. Первый – это учебный корпус на 300 мест с дошкольным отделением на 125 мест в районе Раменки по адресу: проспект Вернадского, вл. 12б. Второй – детский сад на 300 малышей с бассейном в квартале 17 района Некрасовка. На этих площадках применяются роботизированные технологии: лазерное сканирование с использованием дронов (дронопорт) и сканирующая установка. Результаты загружаются в цифровую информационную модель.
Отклонения, если они есть, видны сразу всем участникам строительства и проектирования, что ускоряет процесс принятия оперативных решений. Коррективы в организацию пространства в объектах образования внес коронавирус. Речь о разделении потоков и отдельных входах, проверке температуры, применении материалов отделки, которые устойчивы к обработке дезинфицирующими растворами, и прочих мерах.
Одновременно появилась необходимость в дистанционном обучении, в связи с этим каждый преподаватель должен владеть современными информационными коммуникациями, компьютерами и гаджетами на уровне опытного пользователя. Большая часть работы переведена в электронный формат: ведение документации, заполнение дневников, проверка домашних заданий и прочее. Именно этот новый формат и современные средства коммуникации позволили не прерывать образовательный процесс из-за коронавируса.



