Красота вокруг кольца
Темы в материале:
Станции метро построены, и следующая задача строителей – выполнить комплексное благоустройство территорий вокруг них. Особое внимание при этом уделяется устройству подходов и подъездных путей, а также созданию понятной навигации, которая позволит пассажирам сориентироваться на прилегающих к новым станциям территориях.
Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, все территории, прилегающие к станциям БКЛ, приобрели новый облик.
«Эта стало возможным благодаря многофункциональному благоустройству, выполненному по современным стандартам с учетом потребностей местных жителей и транзитных пассажиров. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, разные коммерческие объекты», – сказал Андрей Бочкарёв.
Он привел в пример новое общественное пространство, которое создается возле станции северо-восточного участка БКЛ метро «Сокольники».
«К парку «Сокольники» от станции БКЛ ведет аллея, на ней размещены скамейки-клумбы, в сезон здесь будет проведено озеленение. На улице Гастелло и в Поповом проезде обустроят две спортплощадки, предназначенные сразу для нескольких видов спорта – баскетбола, волейбола и воркаута», – пояснил Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов добавил, что еще один яркий пример благоустройства территории около станции БКЛ – пространство со сложным искусственным рельефом, созданное около «Кунцевской».
«Здесь применен прием геопластики, давший возможность создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместив отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром», – уточнил Юрий Кравцов.
Он отметил и обустройство нового сквера у станции «Кленовый бульвар» восточного участка БКЛ.
«Близость музея-заповедника «Коломенское» повлияла на оформление территории около этой станции. Вся пешеходная зона предусматривает деревья, кустарники, газоны и цветники, фонари, скамейки и другие малые архитектурные формы», – подчеркнул Кравцов.
Запуск новых станций увеличивает трафик на прилегающих улицах, а значит, необходимо комплексно благоустраивать территории, приводить в порядок существующие и создавать альтернативные пешеходные маршруты к транспортным объектам. Все это становится возможным благодаря совместной работе метростроителей и Департамента капитального ремонта.
За время строительства станций Большого кольца на прилегающих к ним территориях благоустроили порядка 220 га. Так, в 2021 году работы по благоустройству велись возле 10 станций БКЛ: «Новаторская», «Зюзино», «Проспект Вернадского»,«Аминьевская», «Давыдково», «Электрозаводская», «Мичуринский проспект», «Воронцовская», «Кунцевская», «Сокольники».
А в 2022-м расширили радиус благоустройства до 2,2 км в границах работ. К тому же, к ним добавились территории еще восьми станций: «Варшавская», «Каширская», «Каховская», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Марьина роща».
«Марьина Роща»
Возле будущего месторасположения станций БКЛ ранее были такие проблемы, как подтопления улиц, вытоптанные газоны, изношенное покрытие тротуаров, дорог, недостаточное освещение и нехватка парковочных мест. И все они требовали решения. В ряде случаев было необходимо изменить геометрию улицы, чтобы расширить пешеходную зону или изменить транспортную схему. При этом, как правило, сохранялось количество полос движения, а значит, и пропускная способность улиц.
Благоустройство территорий, прилегающих к объектам транспорта, проводится по московским стандартам с учетом потребностей горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы был принят в 2016 году. Документ учитывает все столичные улицы, которые разделены на 10 типов, для каждой из них устанавливаются рекомендации по благоустройству.
Именно комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды позволяет создавать в Москве подлинно комфортное пространство. Несмотря на то, что решения для проектирования территорий в основном типовые, стандарт оставляет поле для разработки индивидуальных проектов для каждого конкретного объекта, при этом учитываются пожелания местных жителей.
Сделано уже многое. Так, около станции «Петровский парк» создали общественное пространство, где можно проводить городские мероприятия и просто с комфортом отдыхать. У станции «Проспект Вернадского» Большого кольца появился новый пешеходный маршрут: между парком 50-летия Октября и входом на новую станцию проложили пешеходные дорожки. Специалисты убрали под землю линии электропередачи, модернизировали систему водостока, расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и обустроили парковочные карманы. Для пассажиров общественного транспорта установили 16 остановочных павильонов с зарядными слотами.
Возле соседней станции «Мичуринский проспект» обустроили несколько пространств для отдыха. Преобразили внешний вид сквера на площади парка Олимпийской деревни. Высадили цветы, разбили газоны возле памятника Ивану Ярыгину. Здесь же установили арт-объект «Птицы». По мнению авторов проекта, он должен напоминать о ценности городской экосистемы и бережном отношении к природе.
«Все станции БКЛ уникальны как по своему расположению, так и по особенностям прилегающей территории. На каждой из них применяются разные планировочные и архитектурные решения. Где-то возможно лишь линейное благоустройство, позволяющее обеспечить удобные маршруты к метро от жилых домов, а где-то есть возможность создать новые или обновить существующие скверы, разместить детские и спортивные площадки, оборудовать зоны для выгула собак. В зависимости от конфигурации и общего стиля оформление пространства может отличаться по виду и размеру фонарей, уличных торшеров, установленных на них светильников, скамеек, урн и других малых архитектурных форм. Но обязательными остаются общие стандарты благоустройства, направленные на обеспечение комфорта и безопасности для горожан. В своих проектах мы также предусматриваем создание гармоничного пространства, объединенного общей архитектурной концепцией», – рассказал руководитель Департамента капитального ремонта Москвы Алексей Елисеев.
«Московские кольца» у станции «Нижегородская»
На юго-востоке города есть концептуальный арт-объект, который напоминает НЛО. На самом деле скульптура символизирует интеграцию разных видов транспорта столицы и называется «Московские кольца». Сфера диаметром 3,7 метра в виде сети веток и станций метро – в пределах Кольцевой линии, а ленты вокруг нее символизируют Московское центральное кольцо и Большое кольцо метро. В темное время суток композиция подсвечивается разноцветными лампочками, которые обозначают станции.
Арт-объект «Московские кольца» выполнен из нержавеющей стали и кроме эстетической функции выполняет практическую: маскирует расположенную под ним вентиляционную шахту. Пространство украшают лаконичные зеленые островки-клумбы с вмонтированными скамейками. Все станции подсвечиваются светодиодными лампочками. Большинство из них – в цвете своей линии метро. Высота конструкции составила порядка 15 метров.
Кроме того, здесь появился ландшафтный парк. Он стал буферной зоной между строящимся жилым кварталом и транспортно-пересадочным узлом.
Все пространство окружено деревьями и кустарниками. В перспективе «Нижегородская» станет одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и в Европе.
«Рижская» – декоративное табло и обновленная площадь
Арт-объект в виде декоративного цифрового табло, установленный на центральной стене, встречает пассажиров перед входом на станцию «Рижская». Оно показывает текущее время.
Арт-объект решено было сделать в форме арок, которые стали основой дизайна всей станции и несут идею портала времени. Еще 16 таких же арок украсили саму станцию.
Вокруг продолжается комплексное благоустройство территории. Участок Рижской площади представляет собой островок посреди проезжей части. Под ним проложены коммуникации станции БКЛ. Здесь же находится выход из вестибюля, от которого можно удобно дойти до остановок общественного транспорта. Здесь свяжутся в узел станции Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий метро, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Санкт-Петербург.
С непривычки довольно просто запутаться, ведь раньше здесь были только платформы, наземные маршруты транспорта и выход из метро.
При организации ТПУ предусмотрена торговая галерея на месте универмага «Крестовский». За Рижским вокзалом, на месте Рижского грузового двора, вырастет комплекс «РЖД-Сити» с офисами и жильем.
«Рижская» обросла лабиринтом переходов и выходов. В центре площади предусмотрен выход с Большой кольцевой линии. Круглый вестибюль соединяется с новым выходом, который будет вести внутрь галереи и к Рижскому вокзалу, Московским центральным диаметрам и высокоскоростным поездам.
«Рижская» вместе с «Марьиной Рощей» и «Сокольниками» входит в состав северо-восточного участка БКЛ. Основной материал в отделке «Рижской» – классический гранит. На входе – желтые оттенки, что отображает стилистику Рижского вокзала и одноименной станции, а на выходе – цветовая гамма в светлых тонах.
Отечественные материалы
Для благоустройства станций Большого кольца применяются только отечественные материалы. Строители используют лучший натуральный камень из российских регионов. Пространство вокруг каждой строящейся станции БКЛ благоустраивают и озеленяют.
«На территории вокруг каждой станции БКЛ проходит комплексное благоустройство, включающее высадку деревьев, газонов, установку скамеек и других малых архитектурных форм, а также мощение дорожек. Создаются удобные маршруты от метро к близлежащим жилым домам, офисам, объектам социальной инфраструктуры, а также к остановкам наземного общественного транспорта», – подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Например, на станции БКЛ «Аминьевская» использован камень из двух регионов. На территории вокруг нового ТПУ уложена гранитная плитка двух цветов. Рабочие уложили белый гранит, который добывается в Ташмурунском месторождении в Башкирии, одном из крупнейших в мире по объему залегания природного камня. Выбор материала для благоустройства обусловлен, прежде всего, дизайном общественного пространства.
«15 тыс. кв. метров центральной аллеи, ведущей от строящейся станции БКЛ метро «Сокольники» к одноименному парку, вымощено красным клинкерным кирпичом российского производства. Такой цвет символизирует принадлежность к Сокольнической линии – первой линии столичного метрополитена, пуск которой состоялся в 1935 году», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Восточный участок стал финальным перед смыканием кольца. Станции «Текстильщики», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Кленовый бульвар» восточного участка БКЛ достраивали в числе последних перед замыканием кольца.
Перед запуском активно велось благоустройство вокруг них, эти работы продолжаются и охватывают площадь 17 га. Здесь предусмотрено обустройство 10 остановок общественного транспорта, установка 350 опор освещения, укладка более 37 тыс. кв. метров асфальта и более 40 тыс. «квадратов» гранитного мощения в пешеходных зонах.
Как отметил Юрий Кравцов, от станции «Печатники» создан конструктивный навес по типу «сухие ноги» между метро, станцией МЦД-2 и остановкой на Шоссейной улице.
Благоустройство, как правило, проходит поэтапно. Первый этап включает мощение дорожек, расширение и обновление тротуаров, прокладку удобных пешеходных маршрутов к станции от жилых домов, замену асфальтобетонного покрытия на дорогах, установку малых архитектурных форм, остановочных павильонов и так далее.
«Особое внимание уделяется безопасности и комфорту москвичей. Поэтому на прилегающих улицах специалисты меняют дорожное покрытие, высаживают зелень, а также убирают под землю воздушные провода», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.
Столичные власти уделяют внимание благоустройству не только около станций метро. В работе также пространства возле Московских центральных диаметров (МЦД) и новых транспортных узлов.
В 2023 году планируется завершение благоустройства территорий около 10 станций БКЛ. В ходе работ будут созданы комфортные общественные пространства. Например, возле станции «Нагатинский затон» появится прогулочная зона с местами отдыха у воды, детской и спортивной площадками, экотропой и велодорожкой. Возле станции «Марьина Роща» также обустроят зоны отдыха и создадут комфортный пешеходный маршрут между одноименными станциями метро и МЦД.






