Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

Красота вокруг кольца

Темы в материале:

Благоустройство

4 апр. 2023 г. 15:16

Станции метро построены, и следующая задача строителей – выполнить комплексное благоустройство территорий вокруг них. Особое внимание при этом уделяется устройству подходов и подъездных путей, а также созданию понятной навигации, которая позволит пассажирам сориентироваться на прилегающих к новым станциям территориях.

Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, все территории, прилегающие к станциям БКЛ, приобрели новый облик.

Спецпроект о БКЛ метро

«Эта стало возможным благодаря многофункциональному благоустройству, выполненному по современным стандартам с учетом потребностей местных жителей и транзитных пассажиров. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, разные коммерческие объекты», – сказал Андрей Бочкарёв.

Он привел в пример новое общественное пространство, которое создается возле станции северо-восточного участка БКЛ метро «Сокольники».

«К парку «Сокольники» от станции БКЛ ведет аллея, на ней размещены скамейки-клумбы, в сезон здесь будет проведено озеленение. На улице Гастелло и в Поповом проезде обустроят две спортплощадки, предназначенные сразу для нескольких видов спорта – баскетбола, волейбола и воркаута», – пояснил Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов добавил, что еще один яркий пример благоустройства территории около станции БКЛ – пространство со сложным искусственным рельефом, созданное около «Кунцевской».

«Здесь применен прием геопластики, давший возможность создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместив отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром», – уточнил Юрий Кравцов.

Он отметил и обустройство нового сквера у станции «Кленовый бульвар» восточного участка БКЛ.

«Близость музея-заповедника «Коломенское»  повлияла на оформление территории около этой станции. Вся пешеходная зона предусматривает деревья, кустарники, газоны и цветники, фонари, скамейки и другие малые архитектурные формы», – подчеркнул Кравцов.

Вопрос-ответ
Малые архитектурные формы: что это и зачем нужны Москве?
Малые архитектурные формы: что это и зачем нужны Москве?
  • вопрос 1 Что такое МАФы?
  • вопрос 2 Зачем нужны МАФы?
  • вопрос 3 Мнение горожан при благоустройстве районов
  • вопрос 4 Примеры МАФов в Москве

МАФы, или малые архитектурные формы, – это все, что окружает застройку: скамейки, урны, фонари, велопарковки, клумбы, ограды, указатели, фонтаны, декоративные водоемы, нестационарные торговые павильоны.

Именно они делают городскую среду уютной и комфортной.

Назад

Малые архитектурные формы – важнейший инструмент для формирования среды. Они организуют жизнь на территории, меняют отношение к улице и дворовым пространствам.

Кроме того, современные МАФы дают возможность заняться спортом (если это уличные тренажеры), зарядить телефон, а в некоторых случаях помогут сориентироваться на местности, потому что, например, арт-объекты могут обозначать знаковые места. Они создают комфорт и являются точками притяжения, вокруг которых собираются горожане.

Назад

Прежде чем реализовать любой проект благоустройства специалисты изучают образ жизни жителей конкретного района – как они проводят досуг, чего им не хватает для комфортного времяпровождения на улице.

Назад

Хорошим примером можно считать качели на Триумфальной площади, которые вошли в набор малых форм урбанистической среды Москвы и стали популярны у горожан. 

Столь же востребованы качели на Новом Арбате. Подобные качели есть и в парке усадьбы «Люблино» на юго-востоке Москвы, в Ивановском лесопарке на востоке столицы, в парке «Фруктовый» в Южном округе и в парке Победы Зеленограда.

Еще один интересный пример — разбитый на пустыре в районе Куркино парк «Пальмира» с дождевым садом. Для его создания в низине установили габионы – объемы из сетки, наполненные щебнем. Через них легко проходит вода, которая питает высаженные на склонах влаголюбивые растения. «Пальмира» стала одним из самых посещаемых мест в этом районе.

Назад

Запуск новых станций увеличивает трафик на прилегающих улицах, а значит, необходимо комплексно благоустраивать территории, приводить в порядок существующие и создавать альтернативные пешеходные маршруты к транспортным объектам. Все это становится возможным благодаря совместной работе метростроителей и Департамента капитального ремонта.

За время строительства станций Большого кольца на прилегающих к ним территориях благоустроили порядка 220 га. Так, в 2021 году работы по благоустройству велись возле 10 станций  БКЛ:  «Новаторская»,  «Зюзино»,  «Проспект Вернадского»,«Аминьевская», «Давыдково», «Электрозаводская», «Мичуринский проспект», «Воронцовская», «Кунцевская», «Сокольники». 

А в 2022-м расширили радиус благоустройства до 2,2 км в границах работ. К тому же, к ним добавились территории еще восьми станций: «Варшавская», «Каширская», «Каховская», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники»,  «Текстильщики», «Марьина роща».

 

«Марьина Роща»

Возле будущего месторасположения станций БКЛ ранее были такие проблемы, как подтопления улиц, вытоптанные газоны, изношенное покрытие тротуаров, дорог, недостаточное освещение и нехватка парковочных мест. И все они требовали решения. В ряде случаев было необходимо изменить геометрию улицы, чтобы расширить пешеходную зону или изменить транспортную схему. При этом, как правило, сохранялось количество полос движения, а значит, и пропускная способность улиц.

Благоустройство территорий, прилегающих к объектам транспорта, проводится по московским стандартам с учетом потребностей горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы был принят в 2016 году. Документ учитывает все столичные улицы, которые разделены на 10 типов, для каждой из них устанавливаются рекомендации по благоустройству.

Именно комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды позволяет создавать в Москве подлинно комфортное  пространство. Несмотря на то, что решения для проектирования территорий в основном типовые, стандарт оставляет поле для разработки индивидуальных проектов для каждого конкретного объекта, при этом учитываются пожелания местных жителей.

Сделано уже многое. Так, около станции «Петровский парк» создали общественное пространство, где можно проводить городские мероприятия и просто с комфортом отдыхать. У станции «Проспект Вернадского» Большого кольца появился новый пешеходный маршрут: между парком 50-летия Октября и входом на новую станцию проложили пешеходные дорожки. Специалисты убрали под землю линии электропередачи, модернизировали систему водостока, расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и обустроили парковочные карманы. Для пассажиров общественного транспорта установили 16 остановочных павильонов с зарядными слотами.

Возле соседней станции «Мичуринский проспект» обустроили несколько пространств для отдыха. Преобразили внешний вид сквера на площади парка Олимпийской деревни. Высадили цветы, разбили газоны возле памятника Ивану Ярыгину. Здесь же установили арт-объект «Птицы». По мнению авторов проекта, он должен напоминать о ценности городской экосистемы и бережном отношении к природе.

«Все станции БКЛ уникальны как по своему расположению, так и по особенностям прилегающей территории. На каждой из них применяются разные планировочные и архитектурные решения. Где-то возможно лишь линейное благоустройство, позволяющее обеспечить удобные маршруты к метро от жилых домов, а где-то есть возможность создать новые или обновить существующие скверы, разместить детские и спортивные площадки, оборудовать зоны для выгула собак. В зависимости от конфигурации и общего стиля оформление пространства может отличаться по виду и размеру фонарей, уличных торшеров, установленных на них светильников, скамеек, урн и других малых архитектурных форм. Но обязательными остаются общие стандарты благоустройства, направленные на обеспечение комфорта и безопасности для горожан. В своих проектах мы также предусматриваем создание гармоничного пространства, объединенного общей архитектурной концепцией», – рассказал руководитель Департамента капитального ремонта Москвы Алексей Елисеев.

 

«Московские кольца» у станции «Нижегородская»

На юго-востоке города есть концептуальный арт-объект, который напоминает НЛО. На самом деле скульптура символизирует интеграцию разных видов транспорта столицы и называется «Московские кольца». Сфера диаметром 3,7 метра в виде сети веток и станций метро – в пределах Кольцевой линии, а ленты вокруг нее символизируют Московское центральное кольцо и Большое кольцо метро. В темное время суток композиция подсвечивается разноцветными лампочками, которые обозначают станции.

Арт-объект «Московские кольца» выполнен из нержавеющей стали и кроме эстетической функции выполняет практическую: маскирует расположенную под ним вентиляционную шахту. Пространство украшают лаконичные зеленые островки-клумбы с вмонтированными скамейками. Все станции подсвечиваются светодиодными лампочками. Большинство из них – в цвете своей линии метро. Высота конструкции составила порядка 15 метров.

Кроме того, здесь появился ландшафтный парк. Он стал буферной зоной между строящимся жилым кварталом и транспортно-пересадочным узлом.

Все пространство окружено деревьями и кустарниками. В перспективе «Нижегородская» станет одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и в Европе.

Вопрос-ответ
Новый городской вокзал «Нижегородская»
Новый городской вокзал «Нижегородская»
  • вопрос 1 Каким будет ТПУ «Нижегородская»
  • вопрос 2 Что появится в составе коммерческой части?
  • вопрос 3 Первый этап строительства ТПУ

Новый городской вокзал «Нижегородская» (проектное  название «Рязанская») – крупнейший  в Москве. Он появился на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей, на границе районов Нижегородский и Лефортово.  
 
Вокзал объединяет две линии метро – Некрасовскую и Большую кольцевую, Московское центральное кольцо (МЦК), Московскую железную дорогу (включая будущий четвертый маршрут Московских центральных диаметров), наземный общественный и личный транспорт. 
 
Здесь предусмотрен общий пассажирский терминал с билетными кассами, залом ожидания и торговыми объектами. Также в его состав входит подземный транспортный узел площадью более 7 тыс. кв. метров.  


Первая очередь вокзала открыта 27 марта 2020 года — одновременно с продлением Некрасовской линии метро и запуском в работу станции «Нижегородская». 
 

Назад

В составе коммерческой части «Нижегородской» планируется построить торговый центр, офисную башню с апартаментами, центр госуслуг «Мои документы» и наземные перехватывающие парковки. 


Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/ofisnaia-bashnia-s-apartamientami-poiavitsia-v-tpu-nizhieghorodskaia?from=cl

 

 

Назад

Территорию около вокзала благоустроили. Здесь построили здание эксплуатационного персонала, которое сочетает две функции: распределение пассажиропотоков  и размещение персонала эксплуатирующих  служб метро и железной дороги (включая классы для обучения  персонала). 

Одна из особенностей здания – эксплуатируемая кровля площадью около 4,2 тыс. кв. метров, на которой будет размещено оборудование систем жизнеобеспечения. Также создан атриум с прозрачным стеклянным куполом. Снаружи это выглядит как часть большого корабля. 

 

 

В новом городском вокзале «Нижегородская» обустроена комфортная зона пересадки между разными видами транспорта. Для удобства пассажиров, в том числе маломобильных, создана безбарьерная среда – есть лестницы с пандусами, лифты, эскалаторы.
 

Назад

 

«Рижская» – декоративное табло и обновленная площадь

Арт-объект в виде декоративного цифрового табло, установленный на центральной стене, встречает пассажиров перед входом на станцию «Рижская». Оно показывает текущее время.

Арт-объект решено было сделать в форме арок, которые стали основой дизайна всей станции и несут идею портала времени. Еще 16 таких же арок украсили саму станцию.

Вокруг продолжается комплексное благоустройство территории. Участок Рижской площади представляет собой островок посреди проезжей части. Под ним проложены коммуникации станции БКЛ. Здесь же находится выход из вестибюля, от которого можно удобно дойти до остановок общественного транспорта. Здесь свяжутся в узел станции Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий метро, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Санкт-Петербург.

С непривычки довольно просто запутаться, ведь раньше здесь были только платформы, наземные маршруты транспорта и выход из метро.

При организации ТПУ предусмотрена торговая галерея на месте универмага  «Крестовский».  За Рижским вокзалом, на месте Рижского грузового двора, вырастет комплекс «РЖД-Сити» с офисами и жильем.

«Рижская» обросла лабиринтом переходов и выходов. В центре площади предусмотрен выход с Большой кольцевой линии. Круглый вестибюль соединяется с новым выходом, который будет вести внутрь галереи и к Рижскому вокзалу, Московским центральным диаметрам и высокоскоростным поездам.

«Рижская» вместе с «Марьиной Рощей» и «Сокольниками» входит в состав северо-восточного участка БКЛ. Основной материал в отделке «Рижской» – классический гранит. На входе – желтые оттенки, что отображает стилистику Рижского вокзала и одноименной станции, а на выходе – цветовая гамма  в светлых тонах.

 

Отечественные материалы

Для благоустройства станций Большого кольца применяются только отечественные материалы. Строители используют лучший натуральный камень из российских регионов. Пространство вокруг каждой строящейся станции БКЛ благоустраивают и озеленяют.

«На территории вокруг каждой станции БКЛ проходит комплексное благоустройство, включающее высадку деревьев, газонов, установку скамеек и других малых архитектурных форм, а также мощение дорожек. Создаются удобные маршруты от метро к близлежащим жилым домам, офисам, объектам социальной инфраструктуры, а также к остановкам наземного общественного транспорта», – подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Например, на станции БКЛ «Аминьевская» использован камень из двух регионов. На территории вокруг нового ТПУ уложена гранитная плитка двух цветов. Рабочие уложили белый гранит, который добывается в Ташмурунском месторождении в Башкирии, одном из крупнейших в мире по объему залегания природного камня. Выбор материала для благоустройства обусловлен, прежде всего, дизайном общественного пространства.

«15 тыс. кв. метров центральной аллеи, ведущей от строящейся станции БКЛ метро «Сокольники» к одноименному парку, вымощено красным клинкерным кирпичом российского производства. Такой цвет символизирует принадлежность к Сокольнической линии – первой линии столичного метрополитена, пуск которой состоялся в 1935 году», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Восточный участок стал финальным перед смыканием кольца. Станции «Текстильщики», «Нагатинский  Затон»,  «Печатники» и «Кленовый бульвар» восточного участка БКЛ достраивали в числе последних перед замыканием кольца.

Перед запуском активно велось благоустройство вокруг них, эти работы продолжаются и охватывают площадь 17 га. Здесь предусмотрено обустройство 10 остановок общественного транспорта, установка 350 опор освещения, укладка более 37 тыс. кв. метров асфальта и более 40 тыс. «квадратов» гранитного мощения в пешеходных зонах.

Как отметил Юрий Кравцов, от станции «Печатники» создан конструктивный навес по типу «сухие ноги» между метро, станцией МЦД-2 и остановкой на Шоссейной улице.

Благоустройство, как правило, проходит поэтапно. Первый этап включает мощение дорожек, расширение и обновление тротуаров, прокладку удобных пешеходных маршрутов к станции от жилых домов, замену асфальтобетонного покрытия на дорогах, установку малых архитектурных форм, остановочных павильонов и так далее.

«Особое внимание уделяется безопасности и комфорту москвичей. Поэтому на прилегающих улицах специалисты меняют дорожное покрытие, высаживают зелень, а также убирают под землю воздушные провода», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.

Столичные власти уделяют внимание благоустройству не только около станций метро. В работе также пространства возле Московских центральных диаметров (МЦД) и новых транспортных узлов.

В 2023 году планируется завершение благоустройства территорий около 10 станций БКЛ. В ходе работ будут созданы комфортные общественные пространства. Например, возле станции «Нагатинский затон» появится прогулочная зона с местами отдыха у воды, детской и спортивной площадками, экотропой и велодорожкой. Возле станции «Марьина Роща» также обустроят зоны отдыха и создадут комфортный пешеходный маршрут между одноименными станциями метро и МЦД.

Виктор Стёпин Инженерные сооружения

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • благоустройство

Другие материалы по теме

5 апр. 2023 г.
Непроходное место: современные подходы к проектированию внутридомовой территории
Непроходное место: современные подходы к проектированию внутридомовой территории
13 апр. 2023 г.
Собянин рассказал о благоустройстве территорий у новых станций БКЛ метро
Собянин рассказал о благоустройстве территорий у новых станций БКЛ метро
13 апр. 2023 г.
Благоустройство территории около станций БКЛ метро. Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
10 фото
6 апр. 2023 г.
Собянин рассказал о благоустройстве вокруг станций метро, МЦД и ТПУ
Собянин рассказал о благоустройстве вокруг станций метро, МЦД и ТПУ
6 апр. 2023 г.
Проект благоустройства возле культурного центра «Москвич» и станции метро «Текстильщики». Рендеры: mos.ru
3 фото
6 апр. 2023 г.
Проект благоустройства ТПУ «Медведково», «Свиблово», «Планерная» и «Тимирязевская». Рендеры: mos.ru
5 фото
6 апр. 2023 г.
Началось благоустройство Воробьёвской набережной
Началось благоустройство Воробьёвской набережной
30 мар. 2023 г.
Проезды с велодорожкой и тротуарами построят в Хорошёво-Мнёвниках
Проезды с велодорожкой и тротуарами построят в Хорошёво-Мнёвниках

Новости дня

Все новости
23 дек. 2025 г. 18:20
Жилье по реновации, здания для технопарков и производств построят в рамках новых проектов КРТ – мэр
23 дек. 2025 г. 18:16
Сергей Собянин утвердил проекты развития транспортной инфраструктуры
23 дек. 2025 г. 15:30
Владимир Ефимов: у станции метро «Кожуховская» появится еще один выход
23 дек. 2025 г. 13:00
На Дмитровском шоссе подготовили площадку для строительства жилья по реновации
23 дек. 2025 г. 12:20
На Псковской улице появится дом по программе реновации
23 дек. 2025 г. 11:00
Магазин с витражным остеклением появится в районе Краснопахорский
23 дек. 2025 г. 10:20
Фотовыставка о построенных в 2025 году объектах открылась на Цветном бульваре
23 дек. 2025 г. 10:20
1,5 тысячи семей переехали в новостройки по программе реновации в районе Выхино-Жулебино

Просмотренные материалы

Выставка уличного искусства «Городская ось» открылась в рамках проекта НЕТСТЕН
10 домов по реновации проектируют и строят в районе Головинский
Почти 40 млн кв.м недвижимости можно построить в ТиНАО по действующим ПЗЗ
Утверждены меры поддержки застройщиков и арендаторов городской недвижимости
«Динамо» – «Торпедо». Как реконструируют малые московские стадионы

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика